Как разгадать секрет наставничества и получить стипендию Президента

Взаимоотношения с окружающими влияют практически на все аспекты жизни человека. В том числе на обучение. И чтобы оно было эффективным, ученик и его наставник должны понимать друг друга с полуслова, буквально синхронизироваться. Изучить этот процесс экспериментально решила аспирант Научно-технологического университета «Сириус» Татьяна Кустова. Ее работа была отмечена на высшем уровне. Расскажем, за что девушка будет получать стипендию Президента России.

Сонастройка и взаимосвязь

В общении синхронизация проявляется по-разному, все зависит от уровня близости людей и их личностных характеристик. Чем лучше понимают друг друга учитель и ученик, тем выше результаты даст образовательный процесс.

Ученые-когнитивисты уже не первый год изучают синхронизацию. Однако исследований, которые бы объясняли синхронизацию в наставнических отношениях, практически нет. Исправить это решили в Научном центре когнитивных исследований Университета «Сириус». Татьяна Кустова подключилась к этой работе два года назад, когда стала аспирантом. Вместе со своим научным руководителем Ириной Головановой девушка занялась дизайном исследования.

Ирина Голованова Фото: Пресс-служба «Сириуса»

«Наша исследовательская группа занимается новой для отечественной науки темой межличностной синхронизации. Применяемый нами междисциплинарный подход позволит всесторонне описать особенности передачи знаний, отслеживая изменения активности мозга и нервной системы, а также многочисленные психологические показатели.

Несмотря на то что техники наставничества активно применяются во многих образовательных (и не только) организациях, сегодня науке мало известно о том, какие психологические особенности делают этот процесс эффективным. В будущем это исследование послужит теоретической базой для разработки более эффективных программ наставничества», — отметила Ирина Голованова.

Парный эксперимент

Цель психофизиологического эксперимента — не только разобраться, как работает сонастройка между наставником и учеником, но и оценить ее связь с характеристиками их отношений, особенностями личности и уровнем приобретаемых знаний.

Сотрудники Центра когнитивных исследований проверяют на себе прибор для ЭЭГ Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Для этого было отобрано 85 реальных пар. Участники надевали специальные шапочки с электродами, которые позволяют считывать электрическую активность головного мозга (также оценивались сердечный ритм, электрическая активность кожи, дыхательные циклы). Потом им предлагали перейти к неформальному общению на рабочие и повседневные темы. Показатели фиксировались синхронно. 

Чтобы получить достоверные результаты, эксперимент провели в естественных для образовательного процесса условиях — в аудиториях кампуса «Сириус». И это было непросто, признается Татьяна. Нужно было подготовить участников эксперимента, собрать и проверить аппаратуру для записи электроэнцефалограммы, синхронно зафиксировать сигналы с двух установок.

Президентская стипендия

Стипендия Президента России была учреждена в ноябре прошлого года. Ее ежемесячный размер — 75 тысяч рублей. Выплата назначается на срок от года до четырех лет. Исследования соискателей должны опираться на приоритеты, определенные Стратегией научно-технологического развития РФ. А выплаты нацелены на то, чтобы поддержать талантливых молодых ученых в начале их профессионального пути.

Всего на конкурс поступило около пяти тысяч заявок из 73 субъектов России. К экспертной оценке были допущены 97 % из них. В итоге трое аспирантов Научно-технологического университета «Сириус» прошли отбор и стали стипендиатами. Это научный сотрудник Центра генетики и наук о жизни по направлению «Иммунобиология и биомедицина» Игорь Попов, научный сотрудник Центра когнитивных исследований по направлению «Инклюзия» Антон Рогачев и научный сотрудник Центра когнитивных исследований по направлению «Порождение, передача и приобретение знаний» Татьяна Кустова.

Аспирант 2-го курса и младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Татьяна Кустова Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Основываясь на результатах похожих исследований, Татьяна выдвинула гипотезу: чем выше уровень синхронизации между наставником и учеником, тем успешнее результаты обучения. Для проверки уровня знаний разработан специальный тест-опросник. Одну его часть участники эксперимента заполняли в начале наставнической программы, вторую — в конце (тогда же и проводился психофизиологический эксперимент). Если гипотеза подтвердится, можно будет говорить о новом подходе к наставничеству, уверена аспирант. Например, об эффективности обучения с помощью игровых заданий, которые повышали бы уровень сонастройки.

«Непосредственные результаты проекта скорее внесут вклад в фундаментальную базу научного знания, а чтобы накопить знания в этой области для практического применения, нужно время», — рассуждает Татьяна.

Выигранную стипендию девушка планирует потратить на самообразование. А сейчас она сосредоточена на своем проекте и его реализации — результаты исследования станут основой для кандидатской диссертации. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
«Когнитивные люди»: как ученые изучают счастье? #психология #Сириус #счастье 07 июня 2023 17:05
2
Как Антон из Воркуты начал изучать связь мозга и речи в «Сириусе» #Сириус #Университет Сириус 12 июля 2023 18:03
3
Когнитивисты «Сириуса» провели первое в своем роде исследование процесса обработки речи #дети #Сириус #речь 24 мая 2024 17:11