Профиль в соцсети — зеркало психологических проблем ребенка
Социализация современного ребенка происходит не только в живом общении, но и в виртуальном. И что из них первостепенно, уже большой вопрос. Специалисты много говорят о воздействии интернета на несформированную психику детей. Результаты исследований это подтверждают. Недавно российские психологи показали, как соцсети негативно влияют на саморепрезентацию подростков.
Активное общение в социальных сетях приводит к появлению новых психологических феноменов, один из них — цифровая самопрезентация. Проще говоря, это то, как подросток конструирует свой образ в Сети. Специалисты выделяют несколько таких аватаров: Я-реальное, Я-идеальное и Я-фальшивое. Последний тип можно сегментировать на три варианта: обманный, демонстративный и стремящийся произвести впечатление.
Общение в интернете разжигает у молодежи желание управлять впечатлением окружающих, в том числе через нереалистичный имидж. По мнению специалистов, фальшивый образ в соцсетях может говорить о негативных эмоциональных переживаниях, в первую очередь, одиночестве. Чтобы разобраться в этом вопросе детальнее, российские ученые, которые ранее уже проводили подобное исследование со взрослыми респондентами, опросили более 430 школьников в возрасте от 13 до 18 лет. Те рассказали, сколько времени проводят в соцсетях, насколько они интегрированы в повседневную жизнь, испытывают ли чувство одиночества и другие.
Одиночество — значимый фактор для создания ложного образа себя. Это чувство подростки пытаются заместить активностью в социальных сетях. Но если долго формировать положительное, при этом далекое от реальности, представление о себе, эта иллюзия может закрепиться в сознании. В итоге разрыв между «реальным Я» и «желаемым Я» увеличится, что еще больше снизит уровень субъективного благополучия.
Если человек демонстрирует реалистичный образ себя в социальной сети, он тоже хочет продемонстрировать собственное совершенство и произвести впечатление, но одновременно с этим готов обсуждать как успехи, так и неудачи. Здесь нет наигранности.
Результаты нового исследования привели ученых к выводу, что фальшивая самопрезентация часто используется, когда подросток подолгу сидит в социальных сетях и не отделяет себя от виртуальной реальности. И чем больше времени он там проводит, тем выше вероятность, что будет использовать новые образы, далекие от настоящего.
Видеоигры, где можно выбирать разных персонажей и менять их внешний вид, тоже способствуют формированию «фальшивого Я», уверены специалисты. По их словам, своего аватара подростки украшают не для общения с уже известными им людьми, а для новых знакомств.
Результаты своих изысканий российские специалисты представили на Международном психологическом форуме «Ребенок в цифровом мире». Они рассчитывают, что их исследование привлечет внимание учителей и специалистов, работающих с подростками, а также родителей. Важно создавать условия, где дети включены в позитивные и поддерживающие, а главное реальные, отношения со сверстниками и взрослыми. И тогда придумывать себе фальшивый образ подростки будут лишь для эксперимента.