Почему электрокары угрожают пешеходам сильнее бензиновых машин

По оценке Международного энергетического агентства, к концу этого десятилетия 60 % от всех проданных автомобилей в салонах будут электрическими. Принято считать, что будущее за этим экологичным транспортом, однако пешеходы с этим могут не согласиться. В городах риск попасть под их колеса выше, чем под привычные машины.

Исследователи из London School of Hygiene & Tropical Medicine изучили статистику ДТП с участием пешеходов в Великобритании в 2013–2017 годах и пришли к выводу, что электромобили и гибриды вдвое опаснее бензиновых и дизельных собратьев. В городских районах машины на батарейках сбивают людей в три раза чаще (в сельской местности — примерно поровну).  

Сегодня большинство транспортных средств работает на бензине или дизеле, поэтому неудивительно, что именно они в основном сбивают пешеходов — три четверти наездов приходится на них. Но в пересчете на 100 млн миль пути расклад совсем другой — средний показатель смертности пешеходов составил 5,16 для электрических и гибридных автомобилей и 2,4 — для бензиновых и дизельных.

Главная причина заключается в скрытности передвижения электрокаров. На дороге люди привыкли ориентироваться в том числе на звук работы двигателя внутреннего сгорания, который сигнализирует о приближении автомобиля. Но в городах, где традиционно высокое шумовое загрязнение, услышать электротранспорт гораздо сложнее. Особенно это касается пожилых людей, детей и тех, у кого проблемы со слухом.

По статистике, в авариях с пешеходами в России в 60 % случаев виноваты водители Фото: © Ovchinnikova Irina / Shutterstock / FOTODOM

В этом плане примечателен отчет Министерства транспорта США за 2017 год. В нем говорится о том, что «электрички» и гибриды становятся на 50 % опаснее бензиновых и дизельных автомобилей при движении на низкой скорости: при повороте, встраивании в поток, заднем ходе и остановке. У разогнавшегося электрокара такой проблемы нет, потому что его выдают шорох шин по поверхности дороги и шум встречного потока ветра. 

Дать голос машине

Неудивительно, что электромобили стали озвучивать. Речь об акустических системах оповещения. Работают они следующим образом: программа учитывает вращение колес и положение педали газа, подавая на небольших скоростях сигнал через динамик под бампером — обычно это футуристичный звук работы электромобиля из фантастического кино. То же происходит, если машина едет задним ходом. Аналогичные системы ставят на электросамокаты и электромотоциклы. 

С 2019 года весь новый гибридный и электрический транспорт в Евросоюзе оснащается такими системами в обязательном порядке. Такое же законодательство действует и в Соединенных Штатах. В ЕС машина должна озвучивать себя на скорости до 20 км/ч, а в США — до 31 км/ч. В России подобные нормы пока не приняты, но собственные акустические системы оповещения уже есть. Одну из них, Thor AVAS, разработала компания «Карсистемс» — резидент Инновационного научно-технологического центра «Сириус». Причем клиент может выбрать «голос» для своего авто.

Предупреждающий звук повышается или понижается в зависимости от скорости электромобиля Изображение: © Harman

Пассажиры в безопасности

Если посторонних людей электромобили рискуют задавить, то своих хозяев они, наоборот, берегут. Такие машины из-за аккумулятора тяжелее бензиновых, а сама батарея у них обычно располагается под днищем, что понижает центр тяжести, делая их устойчивее, например, при боковом столкновении. К тому же в распоряжении такого транспорта, как правило, внушительный арсенал средств активной безопасности, что снижает саму вероятность аварии. Это подтверждают данные Страхового института дорожной безопасности: с 2011 по 2019 год люди, находившиеся в электромобилях, на 40 % реже получали травмы в авариях, чем водители и пассажиры машин с ДВС.

По данным аналитического агентства «Автостат», к началу этого года в России насчитывалось около 40 тыс. электромобилей. Это примерно 0,1 % от общего количества легковушек в стране. Тем не менее электропарк растет, и только за последние шесть месяцев 2023 года он увеличился в полтора раза. Наибольшей популярностью у соотечественников пользуется продукция компаний Nissan, Tesla и Zeekr

В СМИ регулярно пишут о том, что электромобили часто воспламеняются из-за недостаточной защищенности батарей. К тому же из-за специфических химических процессов их очень тяжело потушить. Дело в том, что аккумуляторы при повреждении выбрасывают кислород, поддерживая горение. Однажды в США для того, чтобы потушить Tesla Model S, пришлось истратить около 45 тыс. литров воды, хотя для обычной машины хватает менее двух тысяч.

Однако статистика упряма. По данным австралийской компании EV FireSafe, с 2010 по 2023 год во всем мире зарегистрировали менее 400 случаев возгорания на примерно 30 млн «электричек». Вероятность воспламенения автомобиля на батарейке — 0,0012 %, а у машин с ДВС — 0,1 %, то есть, в сто раз ниже. Таким образом, водителю и пассажирам электрокары обеспечивают большую безопасность, чем обычные машины, но представляют угрозу для пешеходов из-за своей бесшумности, а для другого транспорта — в силу своего веса. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Электромобиль — тягач для новых технологий #будущее #электромобили 09 декабря 2022 17:49
2
Чтобы электрокары не горели: литийионные аккумуляторы сделают безопаснее #электромобили #электросамокаты #аккумулятор 06 декабря 2023 16:16
3
УАЗ сделал первый электрический грузовик #электромобили 24 марта 2024 12:09