Электромобиль — тягач для новых технологий 

По дорогам России сегодня колесят около 20 тыс. электромобилей. Это 0,04 % от всего парка легковых машин в стране. Несмотря на такой скромный показатель, Россия еще может заскочить в «уходящую электричку». Тем более вслед за остальным автомиром стране, видимо, все равно придется постепенно отказываться от двигателя внутреннего сгорания в пользу аккумулятора.

Все новое — хорошо забытое старое

Несмотря на кажущуюся свежесть, идея приводить колеса в движение с помощью электродвигателя не нова. Она из позапрошлого века. Первую в истории кольцевую гонку в США в 1896 году выиграл электромобиль Riker, оставив не у дел пять соперников с двигателями внутреннего сгорания. Рубеж в 100 км/ч раньше бензиновых собратьев в 1899 году преодолела машина с электроприводом. В начале XX века электрокары занимали 38 % крупнейшего на тот момент американского авторынка, незначительно уступая в числе самым популярным тогда машинам на паровом ходу и оставляя далеко позади модели с бензиновыми моторами.

Экспансию электротранспорта остановил (вероятно, без злого умысла) Генри Форд, начав в 1908 году конвейерное производство легендарного Ford Model T с двигателем внутреннего сгорания. Позже магнат планировал вместе с Мистером Электричество — Томасом Эдисоном перевернуть рынок, выпустив автомобиль с батареей нового поколения. Но не сложилось. 

Бензиновые автомобили были мощнее, а главное, обладали бóльшим запасом хода — около 300 км. У электрических он был примерно в пять раз меньше. Модели, умевшие проезжать без подзарядки до 130 км, серьезно уступали в скорости машинам с двигателями внутреннего сгорания. Сегодня оба этих недостатка нивелированы — электромобили теперь способны преодолеть более 500 км и мчаться быстрее 200 км/ч.

Догнать и перегнать

По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году в мире будет уже 300 млн электрокаров, а их доля в продажах новых автомобилей достигнет 60 %. Больше всего сейчас покупают в Китае — 3,3 млн новых электрических машин в 2021 году, а также в Европе и США — 1,4 млн и 630 тыс. соответственно. До подобных показателей отечественному рынку пока далеко, но не все так безрадостно. Коль скоро в гонке бензиновых автомобилей Россия сильно отстала от заграницы, есть еще время вывести на старт электрические. Ко всему прочему Президент России Владимир Путин уже поддержал инициативу по увеличению объемов производства легковых электрических автомобилей, сообщил 16 июня 2022 года журналистам министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Министр добавил, что

«Президент поставил задачу расширять компетенции по автомобильному инжинирингу, по наращиванию этих базовых направлений, чтобы наша отрасль была максимально независимой».

«Зачем нам локализовывать прошлое, если мы можем сразу прыгнуть в завтра? Мы разложили на запчасти электрокар и поняли, что внутри Росатома может быть произведено 60 % автомобиля. Накопитель есть, электродвигатели делаются внутри отрасли. Они другие, но есть — просто запроса не было», говорит президент компании «ТВЭЛ» (госкорпорация «Росатом») Наталья Никипелова

Для решения задачи в октябре этого года под Калининградом началось строительство фабрики по производству литийионных батарей для электромобилей. Прототип модуля, который начнут продавать в 2025 году, представили на Международном форуме «Атомэкспо-2022» в Парке науки и искусства «Сириус». Его разработали специалисты интегратора в области систем накопления электроэнергии «Рэнера». 

Благодаря гибкой конструкции емкость новой российской батареи можно варьировать, что позволит применять ее на электробусах, грузовиках и легковых машинах. Это конкурентоспособное решение под универсальные мировые электротранспортные стандарты, отметил генеральный директор «Рэнера» Александр Камашев.

ГДЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЭЛЕКТРОБУСОВ В ЕВРОПЕ?

Московский парк электробусов стал самым большим в Европе, перешагнув отметку в 1000 единиц. Ежедневно они перевозят около 400 тыс. человек. Благодаря электробусам за четыре года выбросы CO₂ в столице снизились на 60 тыс. тонн. Городские власти планируют и дальше закупать такой общественный транспорт, полностью отказавшись от дизельного. 

Осенью на липецком заводе «Моторинвест» началось производство электромобилей под российским брендом Evolute. Седан i-Pro — это, по сути, китайский Dongfeng E70, который поступает в Россию наполовину собранным. К уже окрашенному кузову с готовым салоном прикручивают фонари и задний бампер, батарею, электромотор и ходовую. Примерно то же собой представляют новые «Москвичи», которые фактически являются просто собранными на месте и переименованными моделями китайской фирмы JAC.

Седан Evolute i-Pro Фото: © «Сириус.Журнал»

А в Набережных Челнах планируют развернуть собственное производство электромобилей «Aтом», сообщили представители компании «АО „Кама“», которая, кстати, так и не выпустила нашумевшего электромалыша «Кама-1».  

«В международной инженерно-технической команде „Атома“ уже сегодня более 250 автомобильных конструкторов и IT-разработчиков, имеющих опыт реализации крупнейших проектов в сферах электротранспорта, мобильности и экосистем в России, Китае, Европе и США. География команды охватывает множество городов и стран».

На «Атомэкспо-2022» директор компании Харальд Грюбель заявил, что в следующем году публике покажут функциональные прототипы электромобиля, а продажи «Aтома» планируется начать в 2025 году. Правда, неизвестно, будут ли все детали российского производства.  

Жизнь на проводе

Мало просто собрать автомобиль, нужно создать необходимую ему инфраструктуру. Сегодня отсутствие разветвленной сети зарядных станций — одна из главных проблем, тормозящих развитие электротранспорта в России. Именно это отпугивает от покупки электромобиля многих водителей, отмечает Наталья Никипелова.

Это история про курицу и яйцо — нет заправок, потому что нет электромобилей, электромобилей нет, потому что нет заправок

В России к концу ноября насчитывалось примерно 4300 электрозарядных станций (ЭЗС). Для сравнения, в Китае их почти 4 млн, в Евросоюзе более 330 тыс., в США более 140 тыс. Правительство РФ выделило субсидии на расширение сети ЭЗС, и к 2030 году по всей стране должно появиться еще более 100 тыс. таких объектов.   

Пока же перспектива разрядиться в левом ряду на трассе — страшный сон потенциальных электромобилистов. Впрочем, в России уже есть мобильные службы, которые подзарядят вашу машину на месте. 

«В России зарядная инфраструктура развивается теми же темпами, что когда-то в Европе. Сначала было очень много маленьких сетей, потом произошло укрупнение. У нас 35 операторов зарядной инфраструктуры. Мне как электромобилисту неудобно иметь 35 приложений и 35 зарядных карточек. Это нервирует пользователя, который зачастую даже не знает, работает станция или нет», отмечает Ия Гордеева, генеральный директор Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры.

Электрозарядные станции для легковых автомобилей бывают двух типов: быстрые и медленные. Среднее время зарядки на первых — около полутора часов, на вторых — чуть меньше часа. Впрочем, необязательно заряжать аккумулятор полностью. 

ГДЕ В РОССИИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЭЗС?

Станции медленной зарядки: 

Московская область — 630; 

Москва — 360; 

Краснодарский край — 220; 

Иркутская область — 135; 

Тюменская область — 117; 

Ленинградская область — 101. 

В других регионах меньше 100 станций

Станции быстрой зарядки: 

Москва — 68;

Красноярский край — 51; 

Приморский край — 45; 

Санкт-Петербург — 43; 

Хабаровский край — 39; 

Татарстан — 34; 

Московская область — 31; 

Иркутская область — 31; 

Пермский край — 30; 

Свердловская область — 24; 

По данным агентства «Автостат» на конец ноября 2022 года

Для того чтобы электромобили стали популярными, ЭЗС нужно ставить у общественных точек притяжения: торговых и офисных центров, на подземных и надземных парковках, а главное — во дворах жилых домов.

Фото: Jenny Ueberberg / Unsplash

«Я трачу ноль времени на зарядку электромобиля. Он заряжается ночью, пока я сплю, или днем, пока я на работе», — делится опытом заместитель генерального директора предприятия «КАМАЗ» Ирек Гумеров.  

Не только экологично, но и выгодно

Принято считать, что одно рабочее место в автопроме создает семь в смежных отраслях. В сегменте электромобилей этот коэффициент гораздо выше за счет IT-составляющей, утверждает Алексей Тихонов, генеральный директор компании «Оператор электродвижения», старший управляющий директор Роснано.

«Электродвижение это один из крупнейших технологических трендов в нашей стране и мире. В глазах Роснано такой транспорт является огромным двигателем спроса на технологические разработки, электронную компонентную базу и IT-специалистов. Говоря про новую парадигму развития автомобильной отрасли, мы считаем, что электродвижение для нашей страны это большой конкурентный задел. У нас определенное недоинвестирование в технологии двигателя внутреннего сгорания, и это является преимуществом, потому что мы можем сразу инвестировать в технологию следующего поколения». 

ЭЛЕКТРОКАРЫ ВЫЗВАЛИ ПОДОРОЖАНИЕ МЕТАЛЛОВ

Популярность электромобилей уже привела к тому, что спрос превысил предложение на алюминий, графит, литий, медь, никель и некоторые редкоземельные металлы. Медь, к примеру, нужна не только для производства батарей, но и для зарядных станций. 

Год к году отечественный рынок электромобилей показал двузначный рост, но только потому, что он сам по себе небольшой. И ощутимое отставание в этой сфере у России продолжает накапливаться. 

«Для того чтобы это отставание сокращать, надо ставить амбициозные цели. Например, к 2030 году внедрять не только зарядки, но и электрифицировать целые отрасли. Пускай половина таксопарков или половина флита LCV (парк малотоннажных грузовых автомобилей. Прим. ред.) в сфере доставки в стране будут электрическими. Если поставить такие цели, тогда произойдет скачок», — убежден Алексей Тихонов. 

В следующем году в России планируется выпустить 25 тыс. электромобилей, но пока что серьезного ажиотажа по этому поводу нет. Признаем, что сегодня в России такой транспорт воспринимают больше как экологичную игрушку, а не как полноценное средство передвижения. Хотя электрическая машина экономически выгодна. На длинной дистанции она дешевле в обслуживании, чем аналог с бензиновым двигателем. Особенно в России, где стоимость электроэнергии сравнительно невелика.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
УАЗ сделал первый электрический грузовик #электромобили 24 марта 2024 12:09