На успех подростка в интернете влияют родители
![](/site/glide/?fit=crop-center&w=1050&h=500&source_hash=4c6425cf66fa1634b4562d7be771844a&path=%2Ffiles%2Fmodels%2Fnews%2F2467%2F2467_main_image.jpg&s=aed5fb5633dd318f0a51b6ac0c7a930e)
С развитием интернета и мобильных гаджетов подростки обрели больше возможностей реализовать себя. Создавая то, что находит отклик у сверстников, они вместе с подписчиками получают и влияние. Цифровой мир позволяет молодежи запустить бизнес с относительно низким стартовым капиталом. А успех в Сети, как оказалось, во многом зависит от влияния родителей.
К такому выводу приводят результаты исследования, участниками которого стали больше тысячи подростков из Словении. По половому признаку выборка была поделена примерно поровну, а средний возраст составил 15 с небольшим лет. Различные аспекты их онлайн-поведения социологи изучали в течение года. В числе главных критериев оценки были: умение транслировать свою позицию, уровень самоконтроля, гражданская активность.
Одним из ключевых выводов исследования стала решающая роль родителей в складывании у подростка навыков поведения в Сети. Выяснилось, что если папа с мамой хорошо разбираются в гаджетах и технически подкованы, активно пользуются онлайн-сервисами и общаются с сыном или дочерью в мессенджере, у их ребенка не возникает проблем с тем, чтобы правильно представить себя в интернете. Подростки учатся, наблюдая за поведением старших, формируя таким образом собственные навыки. И вот тем, у кого родители хуже разбираются в цифровых технологиях, цифровых социальных навыков, скорее всего, будет не хватать.
Важен и социально-экономический статус, выяснили социологи. Чем более обеспеченные родители, тем выше вероятность, что они разбираются в технологиях. Кроме того, исследователи обнаружили, что подросткам, которые испытывают трудности в цифровом взаимодействии, часто не хватает самоконтроля.
Значимый для ребенка взрослый человек обычно становится для него примером, что приводит к копированию его поведения, привычек и даже мировоззрения. Особенно ярко это демонстрирует эксперимент с куклой Бобо, который провели в США в 1961 году. По задумке его устроителей, детям показывали, как взрослые агрессивно себя ведут по отношению к надувной неваляшке. Когда детям предложили поиграть с этой куклой, они начали бить ее, подражая старшим.
«Дети и подростки неосознанно копируют все со значимых для них взрослых, но не могут определить, что для них полезно, а что нет. Тут есть большая ответственность старшего поколения, потому что не все навыки могут быть желательны. История про „я так делаю, а вот ты не делай“ не сработает. Так что если родители хотят взрастить в ребенке современные полезные навыки, то надо демонстрировать это в первую очередь своим примером», — объясняет младший научный сотрудник Психологической службы Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Ксения Глазунова.
![](/files/models/news/968/968_thumbnail_wide.jpg)
Гаджетозависимость: можно ли вылечиться?
Читать