Фредерик Кемпф: привычки и особенности звезды мировой сцены

На федеральной территории впервые прошел музыкальный проект «Дни регионов», в котором на сцене «Сириуса» дебютировал британский пианист Фредерик Кемпф. У него репутация взрывного и техничного мастера с широким репертуаром и феноменальной растяжкой пальцев, которая позволяет брать самые сложные аккорды. О том, почему Рахманинов его любимый композитор, об одиночестве пианистов и как ему удалось выучить больше 30 языков, музыкант рассказал «Сириус(Журналу». Без переводчика.

Сегодня Фредерик Кемпф — всемирно известный музыкант, один из ведущих пианистов мира с гастрольным графиком, расписанным на несколько лет вперед. В течение года он дает более 150 концертов в Европе, Азии, Америке и Австралии. Солирует на главных музыкальных сценах мира, сотрудничает с известными дирижерами и оркестрами. 

В зрелом возрасте увлекся изучением языков. Сейчас, помимо родного английского, он свободно владеет немецким, французским, итальянским и японским. А еще говорит на испанском, португальском, корейском, сербском, греческом, румынском и китайском, немного знает польский, норвежский, датский, словенский, чешский, турецкий, урду, эстонский, шведский, арабский, вьетнамский, зулусский и кантонский диалект китайского.  

 — Вы любите русских композиторов и часто исполняете их произведения. А кто из них вам ближе всего? 

Я романтик, а большинство известных русских композиторов воплощают собой романтизм. Обожаю Рахманинова, который был и великолепным пианистом, а также Прокофьева. Еще люблю Скрябина и Стравинского.   

Фредерик Кемпф — большой поклонник русских композиторов Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

— В одном интервью вы говорили, что предпочитаете исполнять камерные концерты, например фортепианное трио. Почему?

Пианист практически всегда один — занимается, репетирует и выступает в одиночку. Солист-скрипач, к примеру, может пообщаться с коллегами в оркестре, часто они дружат. У пианиста все иначе.

Камерная музыка и фортепианные трио — это возможность творить с друзьями. Это всегда очень интересно и приятно, а главное, отличается от обычной жизни пианиста. Так я получаю не только возможность играть вместе с единомышленниками, но и дружить с ними, вместе обедать и проводить время.      

Музыкальный вундеркинд 

Фредерик Кемпф родился 14 октября 1977 года в Кройдоне, пригороде Лондона. Музыкой мальчик начал заниматься в четыре года. Помимо фортепиано, осваивал скрипку, гитару и флейту. 

В 1987 году, когда Кемпфу было 10 лет, он выиграл Первый национальный конкурс имени Моцарта в Англии. В 1992 году талантливый исполнитель одержал победу на ежегодном конкурсе молодых музыкантов BBC Young Musician of the Year, где исполнил Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова. 

В 1998 году Фредерик участвовал в XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, где стал лауреатом III премии. Главную награду тогда присудили Денису Мацуеву. В 2001 году Кемпф получил престижную премию Classical Brit Awards как лучший молодой британский исполнитель классической музыки. В 2013 году ему присвоено звание почетного доктора музыки Университета Кент.  

— Для вас плотный гастрольный график — это стресс? Или вы получаете удовольствие от множества концертов? 

Сейчас у меня семья и дети, а значит, много обязанностей и забот. Так что концерты я теперь воспринимаю как отпуск — время, когда нет домашних хлопот и можно побыть одному. Появляется возможность узнать что-то новое — например, выучить произведение.

Фредерик Кемпф привык выступать с выдающимися музыкальным коллективами Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

— Вы гастролируете по всему миру. Публика в разных странах сильно отличается? 

Да, и иногда бывает достаточно забавно. Например, в Японии люди очень тихо ждут концерта, сидят в зале в тишине, не говорят друг с другом. Когда у меня был первый концерт в Токио, я очень испугался, решив, что зал пустой — из-за кулис ничего не было слышно. Но когда вышел на сцену, зал был полным. Еще в Японии считают, что аплодисменты мешают артисту, поэтому хлопают только в конце выступления, причем недолго и не слишком громко. После первого концерта я зашел за кулисы, и зрители перестали хлопать. Подумал, что плохо играл, но потом менеджер мне объяснила, что публика всегда так себя ведет. 

В Китае совсем иначе. С лондонским Королевским филармоническим оркестром мы открывали в Шанхае новый большой концертный зал. Когда мы с дирижером вышли на сцену, публика продолжала стоять, фотографироваться, люди очень громко разговаривали, не обращая на нас внимания. Мы были в замешательстве, но решили начать. Только тогда зрители стали рассаживаться. В конце выступления, когда партия фортепиано закончилась, а оркестр продолжал играть еще несколько минут, зрители как ни в чем не бывало поднялись с мест и стали говорить.

Фредерик Кемпф выступает в «Сириусе» с Уральским академическим филармоническим оркестром Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

А в Голландии, например, если публика не встала, аплодируя после концерта, значит, это плохое выступление. Есть несколько стран, где музыкальная культура очень развита: Германия, Англия, Россия. Публика там образованная и очень похожая — зрители внимательно слушают музыкантов и выражают им благодарность.        

— Вы — полиглот, ваши родители — носители разных языков и культур. А на каком языке вы разговаривали в детстве и какой считаете родным?

Конечно, английский. В школе я занимался французским, но тогда еще не догадывался, что умею так легко учить языки. Когда в 19 лет приехал в Москву на конкурс Чайковского, мои друзья поражались, как я за две недели научился изъясняться по-русски. Правда, я не понимал, что тут удивительного. Мой учитель (профессор Казанской консерватории Эммануил Монасзон) тоже говорил только по-русски, он помогал мне готовиться к конкурсу и потом давал уроки на протяжении нескольких лет. В 20 лет я начал учить японский язык на гастролях в этой стране. Тогда и заметил, как мне это легко дается, и увлекся этим.   

— Помогает ли музыкальный слух запоминать новые слова?

Музыка — это тоже язык. Чтобы выучить музыкальное произведение или прочитать книгу на иностранном языке, надо заниматься. Если это новое слово или фраза, сначала ты произносишь очень медленно, читаешь каждую букву, а скорость и умение появляются постепенно. Думаю, что при изучении нового языка и музыки в мозге происходят одни и те же процессы.

— Как вы учите языки? Есть какая-то особая методика?

Я верю, что это очень просто — нужно слушать, запоминать и повторять. Я всегда занимаюсь с книгой, учебником или на компьютере. 

Мне нравится, когда в чужой стране я могу говорить на понятном всем языке

При этом мою жену очень раздражает, когда я в отпуске начинаю учить новый язык. 

— Какой самый сложный язык для вас?

Его нет. Все языки разные, у каждого есть свои сложности. Например, в русском есть «вы» и «ты», а в японском только для слова «я» существует 12 разных слов, а для обозначения «ты» — 15. На арабском очень сложно научиться читать, потому что они не пишут гласные, и когда ты видишь слово, надо просто знать, что это. 

Сейчас я понимаю, что английский язык тоже не так прост, как может показаться. Мои дети изучают его в школе, и иногда мне трудно им объяснить, почему в каком-то случае нужно использовать одно время, а не другое. Порой я и сам не знаю почему.          

— Пишут, что растяжка ваших пальцев составляет 12 белых клавиш — более 30 см. Очевидно, это помогает играть сложные произведения.

Конечно. У меня действительно большие руки. Хотя не такие большие, как у Рахманинова. Это видно по его произведениям, и тем пианистам, которые, не обладая такими данными, вынуждены идти на компромисс, чтобы их играть. А вот Брамс, наоборот, очень удобен для молодых, потому что он никогда не писал большие аккорды. Он искал вариации и объяснял музыкантам, как исполнять его произведения. 

Мои данные позволяют выбирать из нескольких вариантов, как мне удобнее сыграть. Мне повезло, что я могу просто исполнить все аккорды в начале Второго концерта Рахманинова, и мне не надо ничего придумывать.     

— Что думаете о «Сириусе»? Здесь учатся талантливые дети со всей страны, в том числе музыке.

Из того, что успел увидеть, могу сделать вывод, что это волшебное место. Уверен, что в плане учебы для детей здесь рай. Они занимаются в прекрасных условиях, которых не было у меня в детстве.

Фредерик Кемпф провел несколько мастер-классов для воспитанников Образовательного центра «Сириус», которые обучаются на апрельской программе «Музыкально-исполнительское искусство». Кроме того, вместе с художественным руководителем Уральского академического филармонического оркестра Дмитрием Лиссом он принял участие в творческой встрече. А гвоздем программы стал концерт, на котором Кемпф сыграл своего любимого Рахманинова.  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
5 книг, которые помогут глубже понять музыку #музыка #книги 11 октября 2022 23:03
2
В «Сириус» поедут на Гергиева и Большой театр, пляж и лыжи потом #Сириус #фестиваль #концерты 03 марта 2023 18:22
3
«Дни регионов России»: в «Сириусе» стартует новый музыкальный проект #Сириус #музыка 10 апреля 2024 06:15