Первые женщины ученые: тест о прекрасной половине человечества

На Западе женщин допустили к высшему образованию только в 70-х годах XIX века. Раньше считалось, что образование может помешать продолжению рода. В России в то же время появились высшие женские курсы. К слову, Московский педагогический госуниверситет «вырос» именно из высших женских курсов. Сегодня представительницы слабого пола становятся нобелевскими лауреатами, получают докторские степени, преподают в ведущих университетах. Пройдите тест и узнайте о великих женщинах, покоривших мир науки.

Первые женщины-ученые: тест о прекрасной половине человечества
Начать тест
1/8
Фатима Бутаева родилась в небольшом осетинском городке Алагир. Единственным местом поблизости, где тогда можно было женщине получить высшее образование, оказался Горский педагогический институт во Владикавказе. В 1926 году будущему ученому удалось перевестись на физико-математическое отделение педагогического факультета Второго Московского государственного университета. В 1950-х годах она станет одним из крупнейших изобретателей своего времени. Какие лампы придумала Фатима Бутаева?
Именно благодаря Бутаевой в СССР начали массово выпускать люминесцентные лампы. По своей экономичности они в четыре раза превосходят лампы накаливания. Кроме того, например, при работе в шахтах «холодные» люминесцентные лампы гораздо безопаснее ламп накаливания.
2/8
Несколько десятилетий британский биолог Джейн Гудолл прожила на территории Национального парка Гомбе-Стрим в Танзании. Социальную жизнь и интеллект каких животных она изучала?
Джейн Гудолл стала звездой приматологии тогда, когда та еще считалась сугубо мужской профессией. Она доказала, что шимпанзе используют инструменты, что они хищники и могут быть весьма агрессивны. Она стала единственным человеком, принятым в стаю, со своим местом в сложной иерархии обезьяньего сообщества.
3/8
Она не была фотографом, но сделанный ею снимок навсегда вошел в историю науки. В итоге он принес Нобелевскую премию, но не ей, а другим ученым. О ком речь?
Английский биофизик Розалинд Франклин сделала рентгенографический фотоснимок двойной спирали ДНК. Именно он помог американцу Джеймсу Уотсону и британцу Френсису Крику определить структуру молекулы и сделать одно из самых громких открытий века. Снимок показали им без ведома самой Франклин, и долгое время ее вклад в открытие оставался недооцененным.
4/8
Не имея возможности получить высшее образование, она вставала в шесть утра и садилась за книги по физике и математике. В итоге получила Нобелевскую премию вместе с мужем, а позже и их дочь тоже стала лауреатом. Она изучила свойства радиации задолго до мужчин.
Вместе со своим мужем и Антуаном Анри Беккерелем Склодовская-Кюри стала первооткрывательницей радиоактивности. Участвовала в открытии радиоэлемента радия и полония, который назван в честь родины ученого — Польши. Мария Склодовская-Кюри — единственная женщина, получившая Нобелевскую премию дважды: в 1903 и 1911 годах.
5/8
Зинаида Ермольева — советский микробиолог и эпидемиолог. Во время Великой Отечественной войны в осажденном немцами Сталинграде она боролась с эпидемией холеры при помощи бактериофагов. А в историю вошла как создательница первого в СССР…
Первый в истории СССР пенициллин Ермольева получила в 1942 году, в самый разгар войны. Она помогала наладить производство антибиотика, что позволило спасти сотни тысяч людей в осажденных городах страны. Открытый микробиологом светящийся холероподобный вибрион назван в ее честь. А первую статью о нем Ермольева написала после того, как добровольно заразилась им и выздоровела.
6/8
Она была первой в мире женщиной — профессором математики и изучала работы Пуанкаре о дифференциальных уравнениях.
Софья Ковалевская к 40 годам стала одной из наиболее известных и уважаемых профессоров математики в Европе. Самая ее важная работа связана с решением систем дифференциальных уравнений. Она доказала теорему, названную теоремой Коши — Ковалевской.
7/8
В 80-е годы прошлого века ученый югославского происхождения Светлана Мойсова с научным коллективом, в состав которого она входила, открыла глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1), регулирующий секрецию инсулина. В 2023 году лекарство на базе этого гормона стало сенсацией мирового масштаба. Что оно лечит?
Препарат Ozempic подавляет аппетит и способствует борьбе с ожирением. Он и его аналог Wegovy принесли миллиарды долларов своему производителю и научное признание исследователям, которым приписывают открытие гормона. Правда, имени Мойсовой не оказалось в списке авторов патента, и ей пришлось пройти через длительные судебные тяжбы, чтобы все-таки восстановить справедливость.
8/8
Сколько в России женщин-исследователей в процентном соотношении от общего числа ученых?
Доля представительниц прекрасного пола среди ученых России составляет 40 %, тогда как в мире этот показатель находится на уровне 30 %. Сегодня на ниве передовой российской науки трудятся более 134 тысяч женщин, почти 60 тысяч из них — моложе 39 лет.
Получить результат
Первые женщины-ученые: тест о прекрасной половине человечества
Ваш результат
-
Вы помните со школы про Марию Склодовскую-Кюри и Софью Ковалевскую, но на этом познания о женщинах-ученых заканчиваются. Жаль, ведь их вклад в науку очень существенный.
Вы следите за миром науки, а потому знаете о достижениях известных женщин-ученых. Но не всех. Рекомендуем подписаться на [канал](https://t.me/SiriusRussia) «Сириус(Журнала» в Telegram, чтобы узнавать об открытиях, которые делают исследователи по всему миру.
Похоже вы пристально следите за достижениями женщин-ученых. Возможно, сами занимаетесь наукой, и вполне вероятно, что вы женщина. Если так, то поздравляем вас с праздником и отличным результатом.
Пройти тест заново