Канистры из-под моторного масла можно не перерабатывать, а добавлять в асфальт
Российские ученые придумали способ улучшить качество асфальтобетонного покрытия с помощью продукта, который должен идти на переработку. Речь о пластиковых канистрах с остатками моторного масла, а их очень сложно утилизировать. Помимо пользы для экологии, эта технология способна улучшить и качество дорог.
Ежегодно в России производят более 450 млн канистр для машинного масла из полиэтилена низкого давления. Пустые емкости обычно не перерабатывают, а вместе с остальными отходами вывозят на мусорные полигоны. Там они накапливаются и негативно влияют на окружающую среду. Для утилизации такой тары ее нужно очищать от технической смазки, при этом образуются загрязненные сточные воды и шлам.
Решить эту проблему предлагают в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, пустив отработанные канистры на производство асфальтобетона. Это дорожное покрытие, в состав которого обычно входят песок, щебень, минеральный порошок и нагретый битум. От соотношения этих компонентов и их характеристик зависит качество материала. Если оно оставляет желать лучшего, трасса быстро пойдет трещинами.
Как выяснили исследователи из Пермского политеха, измельченные канистры из-за подходящей формы и шероховатости пластика служат для асфальтобетона хорошим армирующим элементом. А остатки масла ускоряют процесс равномерного распределения измельченного полиэтилена при перемешивании. Благодаря этому для производства нужно меньше вяжущих компонентов, а значит, стоимость дорожного покрытия будет ниже (срок службы же, наоборот, выше).
Специалисты изучили поведение полученного состава при разных температурах и давлении, измерили его способность сопротивляться водному разрушению и определили оптимальное содержание примеси в асфальтобетоне — от 4 до 18 %. Эксперименты показали, что новый состав не токсичен и соответствует требованиям ГОСТа. На таком покрытии образуется меньше трещин при низких температурах, а устойчивость к деформации во время жары у него выше. И, что важно, для изготовления усовершенствованного асфальтобетона не придется менять традиционную технологическую схему и стандартное заводское оборудование. На изобретение пермским ученым выдан патент.