Как войти в историю: пять открытий, сделанных по ошибке

Неудачи обычно приносят отрицательный опыт, но случается, что и помогают найти верное решение, и научный ляп даже может стать великим открытием. История знает и такие примеры. «Сириус(Журнал» собрал научные достижения, которых ученые добились абсолютно случайно.

Сладкое открытие

Впервые оказавшись в химической лаборатории, даже студенты знакомятся с обязательной техникой безопасности. Одно из главных правил — ни в коем случае ничего не брать в рот. Но именно это нарушение не раз приводило к научным открытиям.

Так произошло с немецким ученым Константином Фальбергом, уроженцем России, который во второй половине XIX века проводил эксперименты в поисках пищевого подсластителя. Вернувшись из лаборатории домой, он сел ужинать, не помыв руки. Хлеб показался ему сладким. Химик из-за этого вступил в перепалку с работавшей у него домохозяйкой, но в итоге понял, что она здесь ни при чем. Так был открыт сахарин — первый в истории подсластитель.

Помимо добавления сахарина в напитки, его используют в парфюмерии для создания сладкого аромата Фото: © hxdbzxy / Shutterstock / FOTODOM

Примерно через 100 лет — в 1965 году — Джеймс М. Шлаттер похожим образом открыл аспартан, другой популярный подсластитель. В то время он работал над созданием лекарства от язвы желудка.

Красочное открытие

Английский химик Уильям Генри Перкин сделал свое главное открытие, когда ему было 18 лет. Дело было в 1850-х годах, и ученый мечтал синтезировать искусственный хинин, чтобы использовать его для лечения малярии. Однажды, экспериментируя, Перкин с помощью спирта экстрагировал анилин (органическое вещество природного происхождения) и получил вещество яркого пурпурного цвета. Так на свет появился первый искусственный краситель. Предприимчивый британец запатентовал его и стал использовать жидкость для окраски шелка.

Открытие Перкина перевернуло мир моды и сделало ученого состоятельным человеком Фото: © Science History Institute

Одну из самых важных в истории ошибок совершил британский микробиолог Александр Флеминг в 20-х годах прошлого века. Однажды  он уехал в отпуск, не помыв лабораторную посуду с культурами бактерий, а вернувшись, принялся за уборку. В одной из чашек Петри ученый обнаружил плесень, вокруг которой образовалась чистая от бактерий область. Флеминг принялся выяснять, какое вещество вызвало подобный эффект. Так был открыт первый природный антибиотик пенициллин, который с тех пор спас миллионы жизней.

Образец (на фото) засохшей плесени, из которой Александр Флеминг в 1928 году получил первый пенициллин, продан на аукционе Bonhams за 14 597 долларов Фото: © Alastair Grant / AP / ТАСС

Сердечное открытие

В 50-х годах прошлого века американский инженер Уилсон Грэйтбатч работал над созданием прибора для записи сердечного ритма. Однажды он по ошибке установил внутрь прибора не тот резистор, а тот начал выдавать ритмичные импульсы, удивительно похожие на сердечные. Два года понадобилось изобретателю, чтобы доработать устройство — первый в мире имплантируемый кардиостимулятор.

Впоследствии Грэйбатч придумал для таких приборов литиевые батареи, позволявшие им работать более 10 лет без остановки. Помимо этого, Грэйбатч запатентовал более 300 изобретений, которые спасли жизни многих людей.

Уилсон Грэйтбатч и кардиостимулятор Фото: общественное достояние

Клейкое открытие

В 1968 году научный сотрудник компании 3M — производителя товаров повседневного спроса — Спенсер Сильвер работал над веществом, которое должно было намертво склеивать предметы. Но вместо этого у химика получился состав, который мог лишь слегка прилипать к предметам, держал не крепко и со временем отлипал.

Сильвер не расстроился и предложил коллегам оценить его случайное изобретение. Сначала никому не было до этого дела, а потом на «неудачный» клей обратил внимание сотрудник 3M Артур Фрай. Он пел в церковном хоре и делал закладки в Псалтире, но они постоянно выпадали. Их-то он и решил приклеивать к страницам с помощью предложенного Сильвером состава.

Ярко-желтыми самоклеящиеся листки стали случайно — такой цвет был у макулатуры, которую использовали для производства первой партии Фото: © Indypendenz / Shutterstock / FOTODOM

Потом такие липкие листки стали использовать в офисе компании, чтобы писать на них рабочие задачи на день. Их стали называть стикерами. Эту моду подхватили сотрудники соседних офисов, и идея ушла в массы. В 1980 году новинка попала на рынок и стала безумно популярной.  Стикеры до сих пор являются одним из самых продаваемых видов канцелярской продукции.

Главные открытия 2023 года в российской науке #российские ученые #ДНК 08 февраля 2023 11:14