Infinity не Nado: почему психологи против Хагги Вагги и Ко?

Новый год на носу, а значит, пришло время идти по магазинам. Выбрать подарок ребенку порой непросто, и многие в этом деле полагаются на рекламу: покупают игрушки, которые на слуху и активно продвигаются. А может, лучше остановиться на старом добром плюшевом мишке или железной дороге? Психологи из МГУ провели эксперимент и готовы дать ответ.

Игра — способ познания мира, и игрушка — инструмент, помогающий создавать воображаемые ситуации и переживать их. Если речь о сложном витиеватом сюжете, то ребенок прогрессирует: у него развивается речь, а также эмоциональные и социальные способности. Однако в последнее время многие дети теряют интерес к воспроизведению разнообразных сцен из реальной жизни. Вместо этого их занимают сюжеты из мультфильмов и видеоигр — уже готовые, формализованные и лишенные спонтанности.

Китайские волчки

Многие мультсериалы снимают именно для того, чтобы проще было потом продавать связанные с ними товары. Так, сейчас в России популярны игрушки по франшизе Infinity Nado. Этот китайский анимационный проект пережил уже не один сезон. Его сюжет крутится вокруг дуэлей на магических волчках, а чтобы дети могли подражать любимым героям, азиатские производители готовы снабдить их всем необходимым — только покупай. Расплачиваются за это, конечно, родители, причем цены на наборы игрушек кусаются.

Наборы волчков ждут своих покупателей на прилавках магазинов Фото: © Lutsenko_Oleksandr / Shutterstock / FOTODOM

Вот почему психологи из МГУ решили провести первое экспериментальное исследование, чтобы описать особенности выбора детьми игрушек в зависимости от мировых тенденций, а также влияния семейных и индивидуальных особенностей.

«К нам часто обращаются родители, которые верят, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но с применением технологий, которые пришли к нам из естественных наук, удалось показать, что этот тезис не совсем правильный. Многие трендовые игрушки, к сожалению, неэффективны для детского развития», — говорит заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ доктор психологических наук Александр Веракса.

Данные для исследования собирались в прошлом году — на пике популярности плюшевой игрушки Хагги Вагги. В эксперименте участвовали 127 детей в возрасте трех-четырех лет. У каждого психологи оценили базовые умственные способности, связанные с мышлением и памятью. А родители заполнили небольшую анкету, чтобы дать исследователям характеристики семьи, а также информацию о своем образовании и о том, как они выбирают игрушки. Хотя можно сразу оговориться, что все эти особенности существенно не повлияли на выбор ребенка.

Хагги Вагги — это монстр из игры-страшилки Poppy Playtime. По сюжету он преследует игрока, чтобы убить его. На пике популярности этого плюшевого чудовища было множество свидетельств того, что оно негативно влияет на психосоциальное развитие детей. Например, в исследовании, посвященном детским страхам, описан случай сильного переживания: ребенок нарисовал, как залезает под кровать, чтобы Хагги Вагги его не заметил и не съел.

Трейлер игры про Хагги Вагги появился в интернете 1 сентября 2021 года, а к сентябрю 2022-го интерес к куклам-монстрам вырос почти на 9 000 000 % Фото: © Konektus Photo / Shutterstock / FOTODOM

В ходе эксперимента детям предложили 12 игрушек, а те выбирали одну и объясняли, почему так сделали. Чаще всего это были набор доктора, игра в магазин и автомобиль. А комментарии обычно звучали так: «Мне нравится играть в больницу», «Я буду продавать игрушки и фрукты», «Я часто хожу в магазин с мамой, хочу поиграть в него».

Потом ребенку показывали игрушку, на которой он остановился, и Хагги Вагги, и снова предлагали выбрать. Каждый второй изменил свое решение в пользу плюшевого монстра. Интересно отметить, что мальчики чаще девочек отдавали ему предпочтение. При этом ни один из детей не смог сказать, во что бы он играл с зубастым чудовищем. Малыши просто говорили о желании заполучить его, потому что, например, такой же есть у брата или друга, описывали его внешний вид или называли простые действия: «Буду подбрасывать к потолку». Меньшую зависимость от трендов показали дети с высоким уровнем саморегуляции. Главную роль сыграло то, умеет ли ребенок контролировать импульсивные реакции.

Игрушки часто стимулируют творческое развитие ребенка Фото: © Anna Pasichnyk / Shutterstock / FOTODOM

Ученые убедились в том, что трендовые игрушки подавляют детскую инициативу и самостоятельность в создании сюжетов. Однако важна не только сама вещь, которой увлекся ребенок, но и контроль со стороны взрослого. Если родитель участвует в игре и ее обсуждении, советует, как можно ее разнообразить, положительный эффект будет от любой, даже самой бесполезной игрушки.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Каким должен быть современный детский сад? #дети #Сириус #детский сад 20 января 2023 13:36
2
Всемирный день книг: что нужно читать вместе с ребенком #литература #писатели #Сухомлинский 23 апреля 2023 07:40
3
Книги, новый портфель и моральный настрой: как подготовить ребенка к школе #школа #подготовка 20 августа 2023 06:33