Ученые определили, как появляется материнский инстинкт

Ученые не один год пытаются разобраться, существует ли так называемый материнский инстинкт и где та «кнопка», которая его включает. А как насчет отцовского инстинкта? Ведь мужчины не рожают детей? Попробуем ответить на эти вопросы, а еще расскажем, можно ли «воспитать» в себе родительские чувства.

Некоторые считают, что материнская любовь и забота просыпаются в женщине во время беременности, когда в организме активируется выработка гормонов окситоцина и пролактина. Якобы женщина может прочувствовать всю прелесть материнства, только если рожала и кормила малыша сама. Однако на примере подопытных грызунов наука доказывает, что материнский инстинкт может формироваться и у бездетных самок, которые воспитывают чужих малышей.

В 2009 году ученые из Tufts University Роберт Бриджес и Мияко Фурута провели эксперименты на крысах (считается, что у этих грызунов мозг работает как человеческий), подселив молодых животных ко взрослым, которые раньше никогда не взаимодействовали с молодняком и сами не обзаводились потомством. Исследователи изучали не только поведение подопытных, но и изменения в субвентрикулярной области их головного мозга. Обычно там создаются новые нейроны, которые влияют на распознавание запахов и предположительно на идентификацию детенышей.

Уход за детенышами увеличивает количество нейронов в мозге крысы, при этом самке вовсе не обязательно самой рожать потомство Фото: © Kuznetsov Alexey / Shutterstock / FOTODOM

Оказалось, что когда взрослые крысы начинали проявлять заботу по отношению к детенышам, в их мозге становилось больше тех самых нейронов. Правда, что именно этому способствовало, ученые так и не разобрались. Не исключено, что причина в гормоне пролактине, который может играть роль в выработке нейронов у нерожавших самок, проявляющих материнское поведение. Другая версия — сами детеныши стимулировали их синтез. Дополнительные исследования показали, что подобный интенсивный рост клеток наблюдается у беременных и кормящих самок грызунов и приматов.

Свежее изыскание провели ученые из Francis Crick Institute в Лондоне. В качестве подопытных они использовали беременных мышей. Исследователям было важно понять, меняется ли мозг животных во время вынашивания детенышей. Трансформации подтвердили бы, что женский организм готовится к роли материнства задолго до появления потомства.

Оказалось, что так называемые гормоны беременности, среди которых эстроген и прогестерон, воздействуют на группу нейронов головного мозга еще до рождения малыша. Эти нейроны моделируют белок галанин в медиальной преоптической области гипоталамуса. Так, эстроген сделал нервные клетки более чувствительными, а за счет прогестерона они стали образовывать новые нейронные связи, отвечающие за материнский инстинкт. Чтобы проверить гипотезу, у некоторых беременных мышей ученые генетически «выключили» эти нейроны, сделав их нечувствительными к гормонам. И у этих грызунов не было родительского поведения после родов, говорится в статье в журнале Science, где опубликовали результаты исследования.

Чем отличается отцовский инстинкт от материнского?

У женщины появление материнского инстинкта связано с гормональными изменениями в организме во время беременности. Мужчина же такого не переживает, но это не значит, что у него нет отцовского инстинкта. Просто тот закладывается немного иначе.

Даже пример с мышами доказал, что сами детеныши могут влиять на выработку окситоцина у нерожавших мышей. И в случае с отцами работает тот же механизм — гормон синтезируется во время взаимодействия с малышами. Например, когда молодой папа помогает в уходе за младенцем, играет и разговаривает с ним. По мнению доктора медицинских наук Кристин Адамс, крик малыша и визуальный контакт с ребенком стимулируют активность этого гормона как у мужчин, так и у женщин. При этом уровень тестостерона у отцов снижается по мере того, как они больше общаются со своими детьми.

У мужчин отцовский инстинкт появляется при тесном взаимодействии с детьми Фото: © Geber86 / Shutterstock / FOTODOM

Очередное исследование на мышах показало, что в мозге грызунов наступает критический период, когда гормоны получают сигнал и начинают действовать. Интересно, что клетки можно перепрограммировать и в обратную сторону. Исследователи полагают, что мозг женщины во время беременности способен перестраиваться подобным образом. Однако им еще многое предстоит выяснить. Например, почему у одних материнский инстинкт включается, а у других нет? Пока же, как говорят сами авторы эксперимента, с каждым исследованием вопросов становится все больше.

Алкоголь меняет лицо ребенка в утробе матери #ребенок #алкоголь #беременность 21 февраля 2023 07:10