Древний человек в космосе: как суборбитальный полет вызвал глобальный скандал

«Маленький шаг для человека и огромный скачок для древних людей» — так, немного переиначив слова покорителя Луны Нила Армстронга, можно было бы сказать про историю, недавно произошедшую с останками австралопитека и человека наледи. Речь о том, что уникальные кости едва не улетели в космос, и это вызвало возмущение в научном мире. Расскажем, что там произошло.

Сегодня, когда люди начинают привыкать к космическому туризму, суборбитальными полетами уже никого не удивишь. Стоит такое удовольствие 450 тысяч долларов. За такую сумму вас на космолете поднимут на 16-километровую высоту, откуда открывается впечатляющий вид на Землю, и дадут побыть в невесомости около пяти минут. По американским стандартам считается, что вы побывали в космосе.

Именно на таком космолете отправился недавно в полет южноафриканский бизнесмен Тим Нэш. Пассажир прихватил с собой необычный багаж — останки древних людей, возраст которых оценивается в несколько сотен тысяч лет. Это плечевая кость австралопитека и кость фаланги человека наледи

Кто такие австралопитек и человек наледи ?

Австралопитеки наиболее вероятные предки людей. Появились они 4,2 миллиона лет назад и к Австралии имеют только лингвистическое отношение. Название происходит от латинского слова australis — «южный». Жили они на территории современной Африки.

Недалеко от Йоханнесбурга есть комплекс пещер, где была сделана не одна ключевая археологическая находка. Это место называют «колыбелью человечества» — в 1936 году там нашли череп австралопитека, а совсем недавно, 10 лет назад команда палеоантрополога Ли Бергера обнаружила останки доселе неизвестного вида человека. Его назвали naledi — на местном диалекте это слово значит «звезда». Пещера, где была сделана находка, называется «Восходящая звезда».

Люди наледи были низкого роста, телосложением напоминали современного человека. Возраст обнаруженных останков — около 335–236 тыс. лет. Примерно в это же время в Африке появился homo sapiens.

Ли Бергер с черепом ребенка наледи  Фото: © Cover Images via ZUMA Press / Zuma / ТАСС

Известный археолог Ли Бергер замешан и в этой истории. Именно он минувшим летом получил от агентства, занимающегося сохранением южноафриканского наследия SAHRA, разрешение на вывоз останков из ЮАР в США. Сам ученый и не скрывал, что уникальные кости отправятся не только в обычный полет, но и в суборбитальный. Как сказано на сайте SAHRA, запуск «древних людей» в околокосмическое пространство рассматривается как уникальная возможность привлечь внимание всего мира к науке, а также к открытиям, сделанным в Африке, и их роли в понимании того, откуда пошел современный человек.

Внимание действительно удалось привлечь. Правда, в негативном ключе. Мировое научное сообщество в основном высказалось против подобных выходок с ценными археологическими объектами. Например, плечевая кость австралопитека считается особенно ценной, ведь это первый найденный фрагмент скелета Australopithecus sediba, а значит, эталонный образец, по которому можно определять этот вид.

В Европейском обществе изучения эволюции человека заявили, что не видят научной ценности в таких поступках, которые могут привести к повреждению незаменимых исторических объектов, и потребовали бережного к ним отношения. В SAHRA ответили, что понимали риски подобных внеземных путешествий, но удовлетворены медийным эффектом от случившегося.

Так выглядит космолет, на котором катают туристов Фото: © ZUMA Press Wire / Zuma / ТАСС

В Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге, где хранятся ископаемые найденных в ЮАР древних людей, по-своему отреагировали на случившееся. Куратор коллекции и палеонтолог Бернард Зипфель рассказал, что ископаемые были подробнейшим образом задокументированы: описаны, сфотографированы, подвергнуты трехмерному сканированию. Именно этим он аргументировал решение отдать их Тиму Нэшу для суборбитального полета.

Такое объяснение поразило коллег Зипфеля. Подобный довод может стать опасным прецедентом, считает археолог из University College London Рейчел Кинг, которая как раз занимается политикой культурного наследия в Южной Африке.

Если я задокументирую один из южноафриканских объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, значит, можно потом сравнять там все с землей и построить торговый центр?

Рейчел Кинг

Долгое время ЮАР считалась для других африканских стран примером того, как нужно относиться к своему прошлому. Но подобные случаи говорят о том, что желание заявить о себе иногда перевешивает здравый смысл.

Антон Шкаплеров: о нештатных ситуациях на съемках «Вызова» и новом полете на луну