Откуда пошел тигр: генетика раскрыла тайны родословной хищника

Ученые из России, Китая, США, Малайзии и Дании восстановили полную генетическую историю древних тигров по более чем 60 современным ископаемым образцам. Теперь можно утверждать, что человечество впервые до конца изучило происхождение и эволюцию полосатого хищника. Выяснилось, что раньше тигры предпочитали жить на территории современного Китая, где сейчас их почти не осталось.

Исследователи изучили ДНК-последовательности из останков возрастом 100-10 тыс. лет, собранных на Дальнем Востоке России, а также в Китае, Казахстане и Узбекистане. Их анализ показал, что древние тигры обладали более высоким генетическим разнообразием, чем современные. В разное время ареал животного то расширялся, то в результате ландшафтно-климатических изменений сокращался до рефугиума на юго-западе Китая.

«Тигр возник и эволюционировал в Азии. Вероятно, вследствие климатических изменений в период, который длился примерно от 2,5 млн до 11,7 тыс. лет назад, ареал тигра неоднократно сокращался и расширялся. Это могло привести к относительно низкому генетическому разнообразию современных тигров. Полагаю, результаты нашего исследования станут ключом к полному пониманию эволюции тигров», — говорит соавтор исследования Дмитрий Гимранов из Уральского федерального университета.

В китайской традиции тигр считается символом военной отваги, а еще брака, страсти, деторождения и плодородия Изображение: © Efired / Shutterstock / FOTODOM

Позже, когда условия для тигров стали лучше, они начали размножаться.  Также выяснилось, что Китай — единственная страна в мире, в которой когда-то обитали все азиатские виды. На юго-западе страны жили представители реликтовых линий тигра, а на востоке между собой перемешались представители северных и южных подвидов. Таким образом полосатые расширяли свой ареал. То есть, помимо южно-китайских тигров, в Китае обитали амурский, каспийский, бенгальский и индокитайский тигры, что способствовало смешению их генов. Сейчас в Китае тигров почти не осталось.

Популяция диких амурских тигров на территории КНР за последние три десятилетия увеличилась в три раза и составила около 60 особей, утверждает агентство Xinhua со ссылкой на данные Государственного управления лесного и степного хозяйства. Амурский тигр — самый крупный подвид тигра на планете, он занесен в Красную книгу. В России их насчитывается около 750.

А ведь еще сто лет назад все южные области центрального Китая были населены большими кошками. Годами целая популяция целенаправленно уничтожалась человеком. И лишь в 1977 в Поднебесной был введён запрет на браконьерство, но и эта мера не помогла.

Распространение разных подвидов тигра на территории Азии Изображение: © www.biosoil.ru/ nature ecology & evolution)

В ходе исследования выяснилось, что найденные на Дальнем Востоке останки тигра, которым около 10 600 лет, генетически схожи не только с современным амурским подвидом, живущим в этом же регионе сегодня, но и с другими популяциями, которые обитали южнее.

Исторически девять подвидов тигра населяли обширный регион к западу от Каспийского и Аральского морей, к востоку от Северо-Восточной Азии и к югу от Зондских островов. За последнее столетие количество этих животных в дикой природе сократилось со 100 тыс. до 4 тыс. Причинами стали изменения среды обитания и охота на этих хищников. На данный момент балийский, каспийский и яванский тигры вымерли, а южно-китайский подвид не встречался на воле более 30 лет. Современная популяция тигров охватывает только 7 % от исторического ареала.

Также анализ ДНК показал, что вымерший каспийский тигр почти не отличим от амурского. Тигры с Дальнего Востока, которые жили 10–8 тыс. лет назад, — вид, который выделился раньше других и развивался отдельно. Каспийский тигр, вероятно, появился от популяции в Северо-Восточной Азии и получил часть генов от бенгальских тигров.

Факт дня: вероятно, у вас есть двойник, с которым вы делите ДНК #наука #генетика 13 октября 2022 12:27