Почему кошки любят рыбу? Научный ответ

О том, что кошки любят рыбу, знали еще древние египтяне (которые, по одной из версий, их и приручили). Однако о причине пристрастия именно к такой еде стало известно лишь недавно. Расскажем, какой вкус сильнее всего ощущают пушистые питомцы и при чем тут производители кормов.

Начать рассказывать о пищевых предпочтениях кошек нужно с умами. В 1908 году его идентифицировал японский химик Кикунаэ Икэда, и теперь это один из пяти основных вкусов (наряду с горечью, сладостью, соленостью и кислостью). Ощущение умами дают глутаматы (естественные и искусственные), которые содержатся в разных продуктах, в том числе в рыбе и мясе. Именно этот вкус, как показало недавнее исследование, больше всего по душе кошкам — их рецепторы прямо-таки «заточены» под молекулы, которых очень много в тунце и скумбрии.

Кошки не ощущают вкус сахара, потому что им не хватает ключевого белка для восприятия сладкого Фото: © aprilante / Shutterstock / FOTODOM

За распознавание умами у людей и многих животных отвечают гены Tas1r1 и Tas1r3. Последний, как было доказано ранее, экспрессируется у кошек во вкусовых рецепторах. А вот по первому были сомнения. Их как раз и развеяли в последнем исследовании, опубликованном в журнале Chemical Senses. Ученые обнаружили у кошек оба гена, впервые показав, что эти животные обладают молекулярными механизмами для распознавания умами.

Однако при сравнении нуклеотидных последовательностей, кодируемых этими генами у кошек и людей, обнаружилась значительная разница. Дело в том, что два ключевых участка, которые позволяют человеческому рецептору воспринимать глутаминовую и аспарагиновую кислоты (основные аминокислоты, активирующие вкус умами), у наших питомцев мутировали.

Чтобы проверить, повлияло ли это на умение кошек чувствовать умами, ученые провели эксперимент. Они давали 25 животным по две миски: в одной была вода с различными комбинациями аминокислот и нуклеотидов, в другой — обычная жидкость. Кошки предпочитали ту, где был любимый ими вкус умами. Причем особо по душе им были миски, где в воде были гистидин и инозинмонофосфат — соединения, которых очень много в тунце.

У кошачьих меньше, чем у человека, рецепторов для ощущения горького вкуса — это общая черта облигатных, или истинных, хищников, у которых практически полностью мясной рацион Фото: © nwdph / Shutterstock / FOTODOM

Исследователи не скрывают, что их работа была профинансирована производителями кошачьих кормов. Цель — найти не только вкусный, но и полезный для животных продукт. К тому же, зная об особой любви пушистых созданий к умами, кошатникам будет проще давать своим питомцам лекарства.

Как появились домашние кошки: кто первым сказал «мяу»