Народный артист Вадим Репин — о том, как слушать камерную музыку, о «Сириусе» и мечтах

20 августа на сцене Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» выступит скрипач, народный артист России Вадим Репин с камерной программой музыки французских композиторов. В преддверии этого концерта мы поговорили с ним об особенностях камерной музыки и о тех возможностях, которые открываются сейчас перед молодыми талантливыми музыкантами.

Вадим Репин начал играть на скрипке, когда ему было пять лет Фото: © Gela Megrelidze

— В «Сириусе» обучаются талантливые дети из разных регионов России, иногда очень отдаленных. Вы сами, будучи мальчиком из немузыкальной семьи из Новосибирска, смогли достигнуть успеха в мире классической музыки. Это, скорее, исключение?

— Всегда были и есть в России замечательные учреждения, консерватории, музыкальные школы, лицеи. И у каждого ребенка своя судьба. Кому-то повезло со школой, кому-то — с педагогом, кто-то берет настойчивостью и упорством. Конечно, в целом культурный уровень у детей сейчас выше, и с такими проектами, как «Сириус», звезд зажигается больше. На мой взгляд, «Сириус» — самый большой на планете проект такого рода, который соединяет целые поколения с высоким, настоящим искусством. С такими центрами у детей шансов пробиться больше.

— Сколько, по вашему опыту, в детском или подростковом возрасте нужно уделять внимания занятиям для того, чтобы развить в себе музыкальные навыки? Сейчас у детей столько соблазнов: гаджеты, соцсети…

— Да, технологический процесс идет уже на таких скоростях, что не угнаться. И гаджет размером с ладонь может заменить и мозги, и компьютер, и все вместе. Сейчас это доступно, поэтому, соответственно, нужно грамотно адаптироваться. А сколько нужно заниматься — в этом как раз должны помогать наставники, потому что с плохим педагогом можно в течение года преодолевать какие-то сложности, а с очень хорошим — сделать рывок за пять минут. Вот в этом, на мой взгляд, основная разница.

Вадим Репин во время выступления на проекте «Па-де-де на пальцах и для пальцев» в концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Как взрослый может помочь ребенку развить дисциплину?

— Давайте я вам приведу пример с моим педагогом Захаром Броном, с которым я провел главные годы своего скрипичного становления. Одним из таких маленьких секретов было то, что за неделю нужно было выучить произведение и даже исполнить его на сцене. Вот вам и дисциплина! И потом ты выходишь на сцену, или немного стыдясь, что мало занимался, или же ты выходишь в полной уверенности, что все выучил. Поэтому самое главное — ставить задачи. Мечтать, достигать цели. Чем грандиознее и невыполнимее задачи, тем интереснее их решать, тем сильнее мотивация. 

— Для концерта в «Сириусе» вы выбрали произведения французских композиторов — Камиля Сен-Санса и Сезара Франка, чем они близки вам?

Вадим Репин — лауреат престижного международного музыкального конкурса имени королевы Елизаветы, который ежегодно проводится в Брюсселе Фото: © Gela Megrelidze

— Эту программу впервые мы исполнили на моем Транссибирском арт-фестивале в прошлом году почти тем же составом (партнерами по сцене в «Сириусе» станут скрипачка Елена Таросян, альтист Андрей Усов, виолончелист Петр Кондрашин, пианист Вадим Руденко и арфистка Александра Тихонова. — Прим. ред). Я всегда стараюсь искать какие-то новые произведения, которые еще не звучали или редко игрались в городах, где я выступаю, и в этом мне очень помогла пандемия, когда была возможность погрузиться в материалы. Фантазию для скрипки и арфы Камиля Сен-Санса я считаю одним из самых трогательных произведений в музыкальной литературе, и вокруг него мне хотелось построить именно такую романтику а-ля Франция. Фортепианный квинтет Сезара Франка я много лет отказывался играть, не было возможности углубиться в это произведение. Но потом известный пианист Николай Луганский уговорил меня, и я очень благодарен ему за то, что он открыл для меня это сочинение. Соната для скрипки и фортепиано: это была моя мечта — исполнить ее именно вместе с Вадимом Руденко, с которым мы будем выступать вместе в «Сириусе». Однажды я оказался на его концерте, и его исполнение меня потрясло. Соната Франка — особое произведение и для скрипача, и для пианиста, и я с таким трепетом отношусь к таланту Вадима, что наше совместное исполнение стало, наверное, символом моей любви к его творчеству. 

— Вам что ближе — камерные или симфонические концерты? В чем для вас, как для солиста, принципиальная разница?

— Самое смешное, что никакой, потому что выступление с оркестром — это та же химия взаимодействия с музыкантами, как и в камерных концертах, просто людей на сцене гораздо больше. Но тем не менее этот контакт, диалог, сотворчество, ощущение самого процесса не меняются. Просто с оркестром это более помпезнее. Слушателям может показаться, что в оркестровой музыке краски более выразительные, мощные, но камерная музыка на самом деле дарит не меньшие впечатления. Именно умение вести диалог, делиться мыслями и отвечать на них в данный момент, наверное, является и главным удовольствием для исполнителей, и также каким-то особым образом воздействует на публику. 

Вадим Репин и его супруга, балерина Светлана Захарова, во время премьеры хореографической миниатюры «Калифорнийский мак» проекта «Па-де-де на пальцах и для пальцев» в постановке хореографа Юрия Посохова в концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Можете ли вы дать какие-то советы, как подготовиться публике к концерту камерной музыки? Для неопытного слушателя это, пожалуй, более сложное для восприятия явление. В чем ценность именно камерной музыки?

— На самом деле камерная музыка — это всегда более личный и сокровенный разговор исполнителей. Думаю, слушателям надо просто постараться расслабиться и открыться для нас в душевном плане. И я надеюсь, что мы приведем наших слушателей в настроение романтичности и восторга. Главное — прийти на концерт, достаточно просто посвятить свое время хорошей музыке, выслушать ее и уйти с живыми впечатлениями. 

— Концерт называется «Вадим Репин и друзья». По какому принципу вы выбираете коллег по сцене?

— У нас совершенно замечательный состав. Каждый из нас обладает своими вкусами и предпочтениями звука. С одной стороны, это очень хорошо, потому что мы музыкально можем разговаривать на разных тонах на сцене. И с другой стороны, мы должны выработать своего рода дыхание, направление и структуру. Я люблю это называть архитектурой произведений. Для этого нам нужны репетиции. Каждый музыкант нашего состава является своего рода звездой, музыкантом высокого класса, и те концерты, которые мы уже вместе сыграли, были очень глубокими и интересными. Именно такой диалог между людьми, между нашими темпераментами и делает исполнение во многом уникальным.

Билеты на концерт Вадимв Репина в «Сириусе» можно купить по ссылке

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Сергей Ролдугин: «Сириус» создан, чтобы открывать таланты #Сириус #музыка #Созвездие #таланты 03 июня 2022 11:06
2
Светлана Захарова: все шедевры балета приехали в «Сириус» #балет #Светлана Захарова #Sirius Dance Days 03 мая 2023 06:50
3
Валерий Гергиев: «Сириус» станет одной из культурных столиц #Сириус #музыка #Гергиев 03 июля 2023 06:49