Мидии способны есть пластик

Микропластик способен проникать в ткани морских обитателей и распространяться по всем водным ресурсам планеты. Крошечный размер — от 1 мкм до 5 мм — затрудняет возможность его отслеживать и собирать. На помощь человеку в этом деле пришли мидии, причем делают они это без вреда для здоровья.

Распространение микропластика постепенно приводит к исчезновению целых популяций, а мидии оказались в числе немногих морских обитателей, которым он не страшен. Съедобная голубая мидия невероятно прожорлива. Она питается планктоном, фильтруя большие объемы воды. Так в ее организм попадает не только пластик, но и другие загрязняющие вещества. Все это она аккумулирует в фекалиях. Последние из воды удалить гораздо проще, чем пытаться фильтровать ее.

Провести эксперимент решили британские исследователи из Plymouth Marine Laboratory. Они собрали в лаборатории синие мидии, выращенные на фермах в Англии, поместили их в стоячую воду и начали добавлять туда микропластик. Моллюски отфильтровали около двух третей от всего объема мусора.

Мидии пользуются спросом среди гурманов, а из их ра­ко­вин для животных делают кор­мо­вую му­ку Фото: © Philip Lange / Shutterstock / FOTODOM

Чтобы проверить эффективность мидий в море, ученые опустили контейнеры с этими животными на дно в нескольких участках залива Лайм на юге Англии. В эти местах идет речной и ливневый сток, а также попадает в воду топливо и масло с кораблей. Под каждым резервуаром, где находилось около 300 мидий, поместили ловушки для сбора фекалий. Согласно результатам, опубликованным в Journal of Hazardous Materials, 5 кг моллюсков за день отфильтровали около 240 частиц микропластика.

Микропластик везде

Каждый год в мире производят около 400 миллионов тонн пластика, из которых 40 % — одноразовый. В этом году для исследования его распространения участники кругосветной регаты на парусных яхтах Ocean Race собирали пробы воды в морях и океанах по всей планете.

Выяснилось, что количество пластиковых частиц в некоторых районах стало больше в 18 раз по сравнению с анализом проб 2018 года. Конечно, такое увеличение может быть связано с повышением точности приборов, но факт остается фактом — на один кубометр воды может приходиться до 1884 частиц микропластика.

Микропластик возникает при постепенном разрушении изделий из пластика Фото: © Aleksey Boyko / Shutterstock / FOTODOM

Правда, чтобы мидии очищали воду, в одном заливе их понадобится больше двух миллионов. Такое количество моллюсков на небольшом участке само не соберется, а искусственное засилье экосистемы может привести к ее дисбалансу. Понятно, что полностью решить проблему пластика в океане при помощи мидий нельзя, но значительно снизить уровень загрязнения вод можно.

Над дальнейшей утилизацией отходов жизнедеятельности еще предстоит поработать. Ученые думают над возможностью создавать из таких «пластиковых фекалий» биопленку, которую можно будет использовать для чего-то полезного.

Моллюски могут вырабатывать антибиотик с помощью особого гена #гены #антибиотик #моллюск 15 декабря 2022 13:33