Научилась в «Сириусе» — преподает в Приамурье: история одной акварели

Всего одна программа в «Сириусе» перевернула жизнь и представления о живописи 17-летней школьницы из Хабаровска Дианы Слипецкой. Преподаватели из Академии акварели и изящных искусств и Школы акварели Сергея Андрияки открыли для девушки удивительный мир. Сегодня студентка четвертого курса Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) уже сама передает секреты мастерства детям в родном городе.  

Живописный край

Приамурье — место удивительной красоты. Там по горным массивам и бескрайним густым лесам полноправными хозяевами бродят дикие звери, а в звенящем небе парят хищные птицы. Десятки тысяч озер и более сотни тысяч рек кишат редкими видами рыб. Красота, которая просит кисти художника.  

Первым профессиональным художником, который запечатлел величие природы этого края, стал Федор Баганц. В 1864 году на военном транспорте «Гиляк» он добрался до Дальнего Востока, а по возвращении в Петербург в 1867 году представил императору Александру II альбом из 80 акварелей. Среди них был вид на поселок Хабаровку, на месте которого вскоре вырос могучий Хабаровск. 

«Хабаровка», Федор Баганц, акварель, 1866 год Фото: © Библиотека Российской академии наук. БАН. Санкт-Петербург

И сегодня в Хабаровске есть свои творцы, в том числе именитые, например Геннадий Павлишин. А вот учителя есть не по всем направлениям живописи. Не хватает преподавателей по многослойной акварели. Они есть в Москве, в Академии и Школе акварели Сергея Андрияки, но до столицы, как поется в песне про Хабаровск, «путь не прост — целых десять тысяч верст».

Геннадий Павлишин

Творчество выдающегося хабаровского художника-иллюстратора и мастера флорентийской мозаики преимущественно посвящено Дальнему Востоку, его природе и людям. В течение десяти лет Геннадий Павлишин делал рисунки, графические работы и этюды со строительства БАМа, выпустил об этом семь книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».    

Мозаичное панно «Поэма о Приамурье» площадью более 12 кв. м, выполненное из минералов и горных пород, находится в Доме приемов Правительства Хабаровского края Фото: © snegir.org

Зато преподаватели Академии Сергея Андрияки да и сам мэтр делятся своим мастерством со всеми желающим в «Сириусе». И пусть от берегов Амура до Черного моря еще дальше, чем до Москвы-реки, попасть на творческую программу сюда проще. При должном желании и усердии, разумеется.

«„Сириус“ разделил мою жизнь на „до“ и „после“. В апреле 2018 года я совершенно случайно узнала о наборе на программу по многослойной акварели и, посоветовавшись с мамой, подала на нее заявку. Пробовать можно всегда. На тот момент я окончила три художественные школы, но никогда не работала ни в многослойной, ни в какой-либо другой акварельной технике. Однако проблема была даже не в этом, а в моем особенном видении мира», — рассказывает руководитель программы «Волшебство многослойной акварели» в Хабаровске студентка четвертого курса факультета искусств, рекламы и дизайна Педагогического института ТОГУ Диана Слипецкая.

Диана Слипецкая на программе в «Сириусе» в 2018 году Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

На мир Диана смотрит как бы в монокль — левым слабовидящим глазом. Ограниченное поле зрения влияет не только на изображение окружающего мира, но и на его восприятие. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на работы художницы.

Хребты Западного Кавказа наяву и в акварели Фото предоставлено Дианой Слипецкой

«Например, в теории линейно-воздушной перспективы мне проблематично убедиться на практике, поэтому при написании пейзажей приходится руководствоваться передним и средним планами, а дальний выстраивать по закономерностям „из головы“. Иногда то же касается и натюрмортов, портретов», — поясняет Диана.

Экспертный совет «Сириуса» с 2018 по 2019 год трижды приглашал девушку на программу по многослойной акварели. За это время в выставочный фонд Образовательного центра педагоги Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки отобрали 20 ее работ, которые также выставлялись в Сочинском художественном музее, а некоторые из них и сегодня украшают интерьеры «Сириуса».

Сергей Андрияка: «Любовь нельзя объяснить, она продолжается»

Читать

Педагог растет вместе с учениками

«Приехав из „Сириуса“, я поняла, что вернуться к прежнему уровню и методу обучения не смогу, а учиться многослойной акварели у нас в городе сложно. Данной техникой в Хабаровске владеют немногие, поэтому непросто найти педагогов, готовых обучить подобным специфическим приемам, тонкостям, которые показывали нам преподаватели Академии акварели», — говорит Диана.

Что такое многослойная акварель?

Живопись ведется послойно — от частного к общему. Сперва прописывается передний план, обычно в два-три слоя, затем средний и дальний планы, фон. Так художник как бы вписывает изображаемое в окружающую среду, постепенно разграничивая пространство. Каждый следующий слой в многослойной акварели темнее или теплее предыдущего. Нельзя накладывать холодные цвета поверх теплых, иначе получится «грязь».

В основе программ по акварели Образовательного центра «Сириус» лежит метод наглядности, когда педагог и ученик параллельно выполняют задания. Такой подход позволяет показать алгоритм действий, что невозможно сделать на словах.

«Во-первых, ученик убеждается в уровне художественных навыков педагога, у которого он обучается. Во-вторых, сам педагог может постепенно в ходе работы подняться до уровня мастера. В-третьих, воспитанник на практике может видеть этапность и нюансы изображения того или иного сюжета», — поясняет Диана.

Сергей Андрияка проводит занятие в «Сириусе» © Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Именно этот метод художник и теперь уже педагог положила в основу программы «Волшебство многослойной акварели». Она существует уже три года на площадке Педагогического института ТОГУ. 

«Три года назад у Дианы появилась возможность самой набирать учеников, выстраивать для каждого члена группы индивидуальную образовательную траекторию, придерживаясь педагогического принципа саморазвития вместе с учеником. Теперь же она стала наставником их творческого роста. Основываясь на методиках, опыте работы, программах „Сириуса“, Академии и Школы акварели Сергея Андрияки, Диана выстраивает собственную траекторию образовательного курса», — рассказывает доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры при факультете искусств, рекламы и дизайна ТОГУ Наталья Мартынова.

По словам члена Союза художников России, семестровый просмотр 2022/23 учебного года показал стремительный творческий рост учеников Дианы. За время обучения они стали настоящей командой, увлеченной освоением сложной грамоты портретной живописи, пейзажа, натюрморта и других жанров.

Живопись с этнокультурным компонентом

Федор Баганц писал исключительно природу Приамурья — такова была задача, возложенная на него императором. Диана Слипецкая же концентрирует свое внимание на этнокультурном богатстве родной земли, где в том числе проживают нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены. Культуру коренных народов Приамурья она изучает с 16 лет.

«Диана высказала свои чувства и признание к народному искусству, труду людей Приамурья в серии творческих работ многослойной акварелью. Коллекция этих работ растет и совершенствуется от выставки к выставке. Из 24 персональных экспозиций 10 основаны на серии работ „Люди Приамурья“, включающей более 60 произведений по этнокультурной тематике (2019–2022 годы)», — отмечает Наталья Мартынова.

Региональный компонент присутствует и в обучении — вместе с Дианой ученики пишут природу, растения-эндемики, людей родного края. Они погружаются в культуру и искусство восьми коренных этносов Приамурья, регулярно общаются с их представителями на творческих встречах. В Год культурного наследия народов России дети изучали, а потом изображали нанайский, ульчский, русский костюмы, писали тех, кто их носит, зарисовывали орнаменты.

Год культурного наследия народов России

Президент России Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России. Это было сделано для популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей государства. В нашей стране проживает более 190 народов со своими традициями, фольклором и искусством.

Программа «Волшебство многослойной акварели» — это своеобразный педагогический эксперимент, потому что в группе из восьми человек собрались дети от 11 до 17 лет с разными уровнями подготовки. Среди них Мария Новоселова, которая с отличием окончила художественную школу. Особые успехи она проявляет в освоении тонального рисунка, портретного жанра, чувствуя характеры натур. 

Мария Новоселова, рисунок головы человека, карандаш Фото предоставлено Марией Новоселовой

«Несмотря на то что я поступила через год после начала программы, я освоила технику рисунка карандашом, гризайль и на данный момент изучаю акварельную живопись в цвете. Недавно я подала заявку на мартовскую программу по акварели в „Сириус“. Мы с Дианой Ревазовной долго готовились, рисовали портреты и композиции с натуры, формировали портфолио. Надеюсь, что у меня получится пройти отбор. В дальнейшем я хочу связать свою жизнь с творчеством, особенно с профессиональной работой в живописи, развитием в технике акварели», — говорит Мария.

Что такое гризайль?

Grisaille (от французского слова gris — «серый») — техника живописи, когда картины создаются градациями серого или другого нейтрального, но только одного цвета.

«Подсолнухи», акварель, Мария Новоселова Фото предоставлено Марией Новоселовой

Чудо искусства

Диана Слипецкая не ограничивается своей программой. В июне прошлого года «Сириус» пригласил ее провести мастер-классы по живописи для детей из Адлерского реабилитационного центра. В августе художница ездила во Владивосток учить ребят из специальных школ-интернатов и Приморского регионального центра выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи. На протяжении трех лет Диана работает наставником на краевой профильной смене «Пленэр».

«Кроме этого, Диана много работает с натуры. Например, в ее коллекции серия более чем из 50 картин, набросков, зарисовок, этюдов, посвященных артистам балета из „Сириуса“, с которыми она познакомилась на программах, рисовала на концертах, в студии. Это масштабная экспозиция под названием «Созвездие талантов „Сириуса“» (2019–2023 годы), и мечта Дианы — чтобы ее увидели и в Образовательном центре», — отмечает Наталья Мартынова.

«Наиболее сложным, но и чудесным по своей красоте Диане представляется портрет. По ее словам, в многослойной акварели образ человека — это тончайшие переливы полутонов, слоев, наложенных в нужной последовательности и передающих тон, цвет и форму.

Для меня многослойная акварель — чудо искусства, которому не важны расстояния. Оно есть в моем сердце, и я обязательно постигну это чудо через некоторое время

Диана Слипецкая

«Я благодарна, что три года назад меня поставили на верный путь. Что теперь я работаю с натуры по памяти и по представлению, учась видеть красоту действительности. Что делаю наброски и понимаю зачем. Что изображаю красоту родной земли, людей и теперь передаю свои знания ученикам».

На курсе «Волшебство многослойной акварели» ученики могут собрать портфолио творческих работ, что повысит их шансы пройти конкурсный отбор на программу в «Сириусе», считает Наталья Мартынова. А Диана Слипецкая надеется, что ее детище со временем вырастет в нечто большее.

«Чтобы здесь, на Дальнем Востоке, расцвело чудо классической акварели. Такое, каким его видят в „Сириусе“ и в Академии акварели и изящных искусств в Москве. Чтобы дети не только из Хабаровска, а в целом — в том числе из далеких уголков нашей страны — были достойны искусства и поехали учиться в „Сириус“. Те, кто найдет себя в многослойной акварели, обязательно вернутся и смогут продолжать обучение на своей малой родине. Они будут на связи с Образовательным центром, будут творить, идти к цели, воспевая в художественных полотнах красоту родной земли», — рассуждает она.

Цель художницы — создать в Хабаровске школу живописи для начинающих. Почему бы и нет? Ведь мечта попасть в «Сириус» и освоить многослойную акварель сбылась.

Оцените статью
Поделись знанием