У кого поучиться и что развивать российской науке?

В трудные времена государству как никогда необходима сильная наука и ее прорывные достижения, чтобы выйти из кризиса. Так, 1920–1940 годах, когда Советскому Союзу нужен был экономический рывок, в стране были созданы десятки высших учебных заведений, ставших потом знаковыми вузами. Они выпускали специалистов, которые создавали страну. У современной России сегодня новые вызовы, и наука снова готова помочь. Подтверждение этому «С(Ж» нашел на Конгрессе молодых ученых в «Сириусе».

На итоговом пленарном заседании II Конгресса молодых ученых в Парке науки и искусства «Сириус» собрались те, от кого сегодня многое зависит. Говорили о сложностях и перспективах развития России в целом и отечественной науки в частности. В первую очередь обсуждали не сами цели, а то, как их достичь: на что нужно опереться, куда приложить усилия, чтобы действовать эффективно.

Олимпийский опыт

Олимпиада — не просто соревнования, а презентация страны-организатора на весь мир. Так считает заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, который возглавлял Оргкомитет зимних Игр в Сочи. По его словам, в 2014 году Россия продемонстрировала, что способна создать масштабный проект, которого раньше никогда не делала. Для этого потребовалась мобилизация всех ресурсов и кадров, не имевших подобного опыта. Схожая ситуация сегодня сложилась и в науке, отметил вице-премьер, — богатое советское наследие, кадровый потенциал, ограниченное финансирование и грандиозные цели. 

Революционные шаги были сделаны в прошлом году, когда в бюджете страны были объединены в одну программу все научные деньги.

«Это первый, базовый этап консолидации средств для приоритетных задач, которые сейчас нужны стране для достижения технологического суверенитета. И не надо его путать с автаркией (замк­ну­тая эко­но­мическая сис­те­ма, ис­поль­зую­щая толь­ко внут­рен­ние воз­мож­но­сти. Прим. ред.) ни научной, ни технологической. Мы просто должны уметь замещать любую технологию и делать это так, как нам выгодно, а не впадать в колониальную зависимость», — подчеркнул Чернышенко.

Еще одно важное качество, которое ученым стоит перенять у организаторов Олимпиады, — умение работать в режиме цейтнота, считает зампред правительства.

Дмитрий Чернышенко Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

«На Играх никто не имел право сдвигать сроки, каждая минута была расписана, Олимпиаду открывал глава государства. Вот если вы в своих научных проектах такую же культуру проектного управления будете использовать, когда дедлайны непереносимы ни по каким обстоятельствам, тогда нас ждет удача», — обратился к участникам конгресса Дмитрий Чернышенко. 

Система оценки

Чтобы российская наука отвечала современным вызовам и становилась эффективнее, в министерстве науки и высшего образования начали разрабатывать новую систему оценки результатов исследовательского труда. Необходимость перемен уже назрела, подчеркнули на заседании, и главной проблемой назвали оторванность науки от реального сектора экономики, от запросов общества и государства. 

По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, в новой системе оценки определены магистральные направления: акцент на умение превращать идею в реальный продукт, иная роль наукометрии и показателей, которые использовались ранее. Не дожидаясь внедрения разработки повсеместно, в этом году начали тестировать ее в молодежных лабораториях. 

Что такое молодежные лаборатории?

Молодежные лаборатории в России создаются на базе вузов и научных организаций. Минимум две трети сотрудников там должны быть младше 39 лет, 30 % — выпускники бакалавриата, специалитета и магистратуры. На должность руководителя выдвигаются исследователи не старше 35 лет, имеющие международный научный опыт. 

По данным Минобрнауки, лаборатории собирают талантливые кадры, привлекают из-за границы молодых российских ученых, а также исследователей из Индии, Китая, Италии и Ирана.

Приоритетные направления работы молодежных лабораторий — новая энергетика, фармацевтика, климатические проблемы.

«С 2017 года создано 740 таких лабораторий, из них 240 — в этом году. Основные направления — новая медицина, энергетика будущего, климатические исследования, сельское хозяйство. Их результаты заданы реальным сектором и включают опытные образцы, прототипы изделий с определенными характеристиками, материалы с заданными свойствами, гибриды и сорта растений», — рассказал о проекте Валерий Фальков.

Валерий Фальков Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Кадры решают все

Сегодня молодые ученые готовы не просто решать поставленные задачи, но и брать на себя ответственность за них. Эта мысль не раз звучала на конгрессе. Квалифицированные кадры — результат многолетней работы, и для того чтобы она была успешной, нужно развивать базовые кафедры, подчеркнул президент Российской академии наук Геннадий Красников:

Геннадий Красников Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

«Работа должна приобрести новую форму. Люди приходят с четвертого курса и сразу попадают в научные школы. Мы внимательно смотрим, какую им дать тематику, научного руководителя, потому что идет игра вдолгую. Их работа перетекает в магистрантскую, потом в аспирантскую. Если человек, защитивший диссертацию, имеет еще и организаторские способности, тогда выдвигаем на начальника лаборатории и так далее. Это процесс занимает примерно 10 лет, и все эти годы мы должны смотреть и прогнозировать его движение по этой лестнице. Поэтому когда ведущий институт открывает свою кафедру в университете, берет студентов и 10 лет их сопровождает — это основной путь подготовки исследователей, в том числе для Академии наук».

Помимо образовательной функции, институты являются международной объединяющей силой, что особенно актуально на фоне сложной политической обстановки в мире. Виктор Садовничий, который, кроме Московского государственного университета, возглавляет и Российский союз ректоров, привел пример того, как это работает:

«Мы провели 70 форумов ректоров. Пять тысяч ректоров из разных стран приехали к нам, чтобы пообщаться: это десятки соглашений, дружба, знакомства. 

Эти 5 тысяч ректоров, есть те, у которых брат король, или брат президент, или он сам был таким, это влиятельная мягкая сила.

В этом году у нас два форума с Китайской Народной Республикой и Белоруссией, а в начале следующего года с Ираном и Вьетнамом. Этот процесс уже не остановить, это та мягкая сила, которая эффективно работает».

Виктор Садовничий Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Глава МГУ напомнил, что у Московского университета хорошо развита сеть филиалов, в том числе за рубежом. Ежегодно учебу проходят около 12 тысяч иностранных студентов. 

«Не надо нам думать, что мы должны учиться все время у других. По математике мы первые, тут вопрос очевидный. Кое-чему можно и у нас поучиться, не обязательно копировать», — отметил Виктор Садовничий.  

Технологический суверенитет

На конгрессе часто поднимали тему технологического суверенитета страны. Для этого акцент нужно делать на новые, развивающиеся направления, а не гнаться за уходящим поездом в уже развитых за рубежом отраслях, уверен генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Алексей Лихачев Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

«Наверное, с точки зрения классической микроэлектроники мы будем долго догонять и вряд ли сможем перегнать. А, например, с точки зрения квантовых или фотонных вычислений мы, возможно, сможем предложить конечный вариант, который позволит в моменте опередить, создать совершенно новую компонентную базу, новые технологические решения, которые будут востребованы и в классических отраслях промышленности. Никаких попыток разорвать международное сотрудничество быть не должно, но его нужно осуществлять исключительно исходя из интересов технологического суверенитета страны».

Роль молодого ученого как спасителя Отечества мы уже начинаем осознавать. А если русский человек осознал роль спасителя, он ее точно реализует. 

Алексей Лихачев 

Многополярный мир

В мире продолжается большая гонка: кто первый откроет что-то новое и полезное, тот получит конкурентное преимущество и сверхприбыль. Научные достижения сродни оружию, ими делятся с партнерами-союзниками, используют для того, чтобы одолеть соперников и захватить новые рынки сбыта.   

«На наших глазах мир распадается на техноэкономические блоки, каждый представляет собой модель и видение. Уже два блока совершенно понятны — англосаксонский и китайский: с одной стороны — Huawei, с другой — Cisco; с одной — Alibaba, с другой — Amazon; с одной — Facebook, с другой — Wechat. 

И никто Wechat не пустит в Соединенные Штаты, и наоборот — никто не ждет в Китае Amazon.   

Деление на эти блоки идет по технологическим платформам. Это значит, что между этими блоками, конечно, будут торговать и нефтью, и мерседесами, но великие научные открытия, технологии критической инфраструктуры, разработки, влияющие на безопасность страны, эти блоки ни с кем делить не будут. Только для своих», — рассуждает президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, профессор кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России Андрей Безруков.

Андрей Безруков Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

По его мнению,  для того чтобы выжить в ближайшие 10–15 лет, России нужны союзники, с которыми можно выстроить общее технологическое, научное и политическое пространство. Сейчас многие страны в схожей ситуации: Индия, Япония, государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. 

«С одной стороны, у нас реальные челленджи, с другой стороны — ситуация, которая произошла, она освободила нашу науку от колониального гнета. Теперь мы можем сами строить наши приоритеты», — заявил Андрей Безруков. 

Угрозы и возможности

Сегодня Россия сохранилась как одно из немногих суверенных государств только потому, что в СССР было создано ядерное оружие и его средства доставки в виде атомных подводных лодок и кораблей, считает президент Курчатовского института

Михаил Ковальчук Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

.

«Вы должны понимать: зонтик атомный — он важен, но это оружие сдерживания и устрашения, а не применения. Этот зонтик ветшает, потому что есть биологическое оружие. С нами значительно легче разделаться биологическим путем, а это опасность на порядок более важная, чем ядерная».

Он отметил, что пандемия коронавируса стала проверкой готовности стран к подобной угрозе. Будущее есть у тех, кто развивает такие технологии, умеет создавать прорывные препараты. Россия в их числе, и для нее сейчас перспективное время, считает разработчик вакцины от COVID-19 заместитель директора по научной работе Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Денис Логунов.

Денис Логунов Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

«На сегодняшний день главный вызов для нас — воспитание специалистов у себя в центре Гамалеи, их нужно собирать и пестовать. Думаю, этот кризис точно позволит создать нам собственные компетенции в этой области. Я призываю относиться к кризису как к окну возможностей».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Первые женщины ученые: тест о прекрасной половине человечества #наука #женщины 08 марта 2024 06:04
2
Наукообразная чушь и химия счастья: яркие научпоп-новинки #наука #книги 24 марта 2024 06:03