Minecraft или «змейка»: чем заинтересовать будущего айтишника

Российские банковские приложения круче зарубежных, азиаты заправляют на олимпиадах по информатике, но наши школьники держат марку и не отстают, а пока нейросети рисуют картины, по городским улицам развозит заказы робот курьер. Обо всем этом и не только в интервью «С(Ж» рассказал директор центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук ВШЭ, председатель методической комиссии Московской олимпиады школьников по информатике Михаил Густокашин, который еще и преподает в «Сириусе».

— Сейчас дети много времени проводят за компьютерами, планшетами и с телефонами. Значит ли это, что у нас растет поколение программистов? Как распознать, что у ребенка есть задатки к информатике и программированию?

Это обычно видно. Как в любой области — если ребенку нравится, наверное, у него есть задатки. Но если ребенок играет за компьютером, это не значит, что он будет программистом. Нужно приложить осознанные усилия, попробовать чему-то поучиться. Может, первое время будет тяжело, потому что здесь довольно высокий порог входа. На рисовании на первом занятии можно получить хоть и простую, но картинку — вот он результат. Тут ты первое время ничего полезного сделать не можешь, только учишься. На этом этапе, может быть, надо и поуговаривать: потерпи две-три недели, потом получится. Но если что-то уже получилось, а радости нет, наверное, нужно сделать перерыв и попробовать позже.  

Очень часто из математики приходят к нам ребята, которые в младшей школе посещали математические кружки, а потом заинтересовались программированием. У них быстро начинает получаться, потому что это смежные науки, там много общего. 

— Minecraft и «змейка» Basic — это тоже средства привлечения начинающих программистов разных времен. Как сейчас «заманивают» будущих IT-специалистов?

Появляются детские полуигровые среды программирования, где можно программировать не скучные буковки и циферки, как в олимпиадных задачах, а что-то, что ездит по экрану. Создать игру, которую можно маме, папе и одноклассникам показать. Разработчики сред программирования стараются заинтересовать младших школьников. Потом, конечно, им придется перейти к буковкам и циферкам.

Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

Змейка стала просто более симпатичной, чем она была в Basic, но суть не изменилась. Сейчас появляются игры, внутри которых можно не самому выполнять однообразные действия, а запрограммировать их, что дает больше свободного времени и возможностей игроку. Этим получается ребят заинтересовать.          

— Вы много делаете для подготовки к олимпиадам школьников и студентов. Сегодня школьная информатика сильно отличается от олимпиадной? 

Конечно, специфика есть, но ЕГЭ сейчас приближается к олимпиадной информатике. Теперь оно проходит за компьютерами, там нужно программировать, и последняя задача в прошлом году была вполне себе олимпиадная. Олимпиадная информатика охватывает не все, что есть в науке информатики, основы которой должны на уроке изучать. Но самые важные вещи, которые можно объективно проверить, на олимпиадах присутствуют, и мы стараемся к ним в первую очередь готовить. 

— Олимпиады по многим предметам с каждым годом становятся сложнее, IT-сфера развивается очень быстро. Как преподавателям угнаться и успевать получать новые знания?

Успевать, конечно, очень тяжело. Мне кажется, я уже сам перестал успевать. Я не стесняюсь спрашивать у своих школьников и студентов, когда они решили сложную задачу, а у меня не было возможности посидеть и в ней разобраться. Я прошу объяснить мне, они рассказывают, при этом тренируются объяснять, и мне становится понятно.

Лекция «Региональная система сопровождения школьников, проявляющих способности к изучению информатики» в «Сириусе» Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

Задачи действительно сложнее из года в год. То, что 20 лет назад было на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, сейчас половина этих задач даже для регионального этапа может оказаться очень простой. Уровень действительно вырос, но в этом есть и минусы, на мой взгляд. Если раньше можно было быть талантливым, немножко позаниматься и получить диплом, то сейчас, чтобы получить диплом заключительного этапа Всероссийской олимпиады, мало быть талантливым, нужно поработать как следует, нужны тренировки — как в спорте. 

— Насколько наши олимпиадники конкурентны на международном уровне?

По информатике есть международная олимпиада школьников, Россия там выступает хорошо. В командном зачете мы в тройку обычно входим по количеству золотых, серебряных медалей. Здесь мы держимся достойно, хотя конкуренция растет. В азиатских странах работать любят и здорово давят, все тяжелее с ними становится конкурировать, но пока держимся. Есть студенческие олимпиады, там тоже наши команды выступают достойно, медали получают регулярно.               

— Как участие в олимпиадах по информатике помогает найти себя в профессии?      

При наборе сотрудников в крупные российские и зарубежные компании есть такая часть собеседования — алгоритмическая. Там по сути дают те же олимпиадные задачи и практически в той же формулировке. Когда вы придете на собеседование, попросят на листочке объяснять такие задачки. Очень многим людям, если они в школе этому не научились, придется этому научиться потом — в университете или при устройстве на работу. Это достаточно простой способ сравнить людей, и раз компании это делают, значит, действительно, если люди хорошо решают задачки, они хорошо работают.

Да, где-то эти школьные задачи искусственные, где-то упрощенные, но дети, решая их, программируют. Они тренируются и потом буду программировать что-то другое и гораздо быстрее перестроятся, чем тот, кто с нуля начнет заниматься проектами. Это очень важно, и карьерные перспективы у этих ребят хорошие.

— Опыт или молодость — что больше ценится в IT-сфере? 

Ценится и то, и другое. Всему нужно найти свое место. Взять, например, банки. Если сравнивать банковские приложения в России и за рубежом, у нас на две головы выше все устроено. Это связано с тем, что у них давно началось развитие этой сферы, и они тянут с 1960-х годов эти приложения. Иногда, чтобы что-то доработать, людей вызывают из Дома престарелых. Есть области с дорогостоящим единичным оборудованием из 1980-х, которое обслуживают очень узкие специалисты, умеющие работать на этом старом «железе», на старом языке. 

Если говорить более широко, то часто опытный человек, который десятки лет в профессии, уже не программирует, а выступает своего рода руководителем, определяет архитектуру, как это все устроено. Конечно, появляются новые технологии, но они нередко очень похожи на старые. Люди перестают гоняться за новизной, и появляется взгляд: где-то я уже это видел. Серьезные прорывы происходят не так часто. Информатика постепенно переходит в классическую инженерную науку. Конечно, в информатике доля молодых гораздо больше. Ведь здесь каждые пять лет удваивается количество специалистов — и ряды пополняются в основном за счет молодых кадров. 

— В каких необычных областях сейчас можно встретить IT, где их раньше не было?

Сейчас очень популярны стали картины, которые создают нейросети, когда можно текстом написать, что ты хочешь, а нейросеть тебе нарисует произведение искусства. IT уже добрались туда, куда, казалось, будут идти очень долго — в искусство. В остальных областях оно очень давно присутствует, например, в медицине опросники, которые помогали диагнозы устанавливать, появились чуть ли не в 1960-е годы.         

Картинка, сгенерированная нейросетью ruDALL-E_Kandinsky, по описанию “Сириус.Журнал” © ПАО СберБанк

На меня большое впечатление произвело, когда я вживую увидел робота-доставщика от «Яндекса». Это такой тазик с крышкой на колесиках, который ездит сам по пешеходным переходам. Это удивительно! Он сам ездит, это не человек им управляет. Он сам выбирает маршрут, анализирует обстановку, переезжает пешеходные переходы на «зеленый». Это, мне кажется, чудо, к которому мы привыкнем довольно быстро, возможно, через 5–10 лет. Это действительно меняет мир. Доставка изменится, которой сейчас очень много стало, станет еще больше. Возможно, не останется магазинов. Внедрение IT происходит во всех сферах жизни, сейчас можно навести телефон и перевести текст просто с картинки. В первую очередь, новинки, связанные с машинным обучением, с нейросетями — сейчас это модная вещь, которую применяют ко многим задачам, придумывают новые подходы и получают такие результаты, которые видны простому человеку. 

Оцените статью
Поделись знанием