Гаджетозависимость: как вернуть ребенка в реальность
Проблема зависимости детей от смартфонов — актуальный вопрос. Ответить на него попробовали ученые из МГУ и Российской академии образования. Они решили [выяснить] (https://www.msu.ru/science/main_themes/uchenye-mgu-i-rao-nazvali-optimalnoe-vremya-ispolzovaniya-gadzhetov-dlya-detey.html), как время, проведенное с телефоном в руке, влияет на познавательные процессы, поведение и способность ребенка контролировать свои эмоции.
Результаты показали, что в возрасте 7–10 лет высший уровень самоконтроля у детей, которые пользуются гаджетами один–два часа в день, а не у тех, кто проводит за ними меньше часа. А вот детей младшего возраста, наоборот, нужно отрывать от экранов. Ребята от 6 до 7 лет, которые пользуются смартфоном пару раз в неделю, показывают более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с теми, кто чаще уделяет время соцсетям.
Современные дети настолько привыкли к интернету, что уже тяжело соглашаются с требованием «отлипнуть от экрана». Поэтому важная задача родителей — объяснить, что такое смартфон и зачем он нужен. В использовании гаджета должна быть цель. Например, посмотреть видеоролик или позвонить другу. Когда такой цели нет, гаджет нужно отложить в сторону.
Дети очень часто «зеркалят» поведение родителей. Ребенок не станет воспринимать всерьез правила, если мать с отцом сами их нарушают. Несправедливо ругать ребенка, когда вы сами часами сидите, уткнувшись в телефон. Только став примером для собственного ребенка, можно пытаться регулировать его поведение.
Если показать ребенку, как использовать гаджет с умом, со временем это начнет приносить пользу. Большинство детей сидят в телефонах ради игр, которые советуют друг другу. Поэтому родителям нужно стараться переключить внимание своих чад на развивающие игры, с логическими задачами, викторины.
Сейчас есть много обучающих приложений, которые устроены в игровой форме. Это помогает учить языки, географию, историю, программирование, анатомию. У Образовательного центра «Сириус» есть бесплатные онлайн-курсы по лингвистике, естественным и техническим наукам. Программы разрабатывают авторы учебников, преподаватели вузов и члены жюри всероссийских олимпиад. Уроки каждого курса открываются поэтапно: пока не пройдена одна тема, нельзя начать следующую. По всем темам есть видеолекции, а после них — задания с автоматической проверкой и задачи «со звездочкой».