Реальная урбанистика: как осовременить византийский храм

Школьники со всей России предложили проекты благоустройства территории вокруг останков уникальной византийской церкви IX–XI веков на федеральной территории. Как в «Сириусе» преподают урбанистику и почему так важно уметь планировать пространство будущего, сохраняя наследие.

Понятие «урбанистика» вошло в лексикон российского общества сравнительно недавно. В «Сириусе» на градостроительную науку возлагают огромные надежды, здесь преподают ведущие специалисты, а дети сами учатся планировать, создавать и презентовать свои проекты о том, как сделать пространство комфортным, красивым и современным.  Корреспондент «Сириус.Журнала» побывала на защите итоговых проектов по курсу «Урбанистика и дизайн городского пространства» и убедилась в том, что здесь все по-взрослому.

Намоленное место

Главный элемент, от которого отталкивались школьники в своих проектах, — это средневековый храм, который был обнаружен в 2010 году. Исследования показали, что находка принадлежит к редчайшим памятникам византийской архитектуры на территории России. До наших дней сохранились фундамент и частично стены.

Появилась идея показать находку всем, кто интересуется историей. Летом там проходили экскурсии, но в «Сириусе» всегда хотят большего – стали думать о прилегающей территории. О том, как преобразить этот пустырь.  

«Урбанистика тесно связана с инфраструктурой и социологией, поэтому для нас важно создавать то, что притягивает горожан. Эта территория идеально подходит для того, чтобы развивать здесь коммуникационное общественное пространство, где можно будет рассказывать об истории, археологии и искусстве», — говорит директор Центра урбанистики Научного-технологического университета «Сириус» Андрей Литвинов.

На то, чтобы разработать проекты, ребятам из «Сириуса» дали месяц. У них было время изучить местность, ее историю, транспортные и пешеходные потоки и соседние объекты.

«В теоретическом модуле ребята по большей части занимались своей концепцией, много эскизировали, создавали макеты своих будущих проектов. Второй модуль был практический. Мы учились работать в профессиональных программах, в которых работают градостроители и архитекторы, делать настоящую визуализацию и видеооблет», — рассказывает Дарья Бердоносова — преподаватель программы, доцент кафедры архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, член Союза архитекторов России.

В итоге участники образовательной программы «Урбанистика и дизайн городского пространства» представили шесть проектов.

Проект «Мебиус»

Идея — выполнить главный и музейный павильоны в виде ленты Мебиуса.

Материалы Образовательного центра «Сириус»

Как Мебиус придумал свою ленту

Немецкий астроном, математик и механик Август Фердинанд Мебиус открыл этот объект после того, как служанка, работающая в его доме, сшила тканевую ленту в кольцо, перевернув по невнимательности один из ее концов. Увидев результат, вместо того, чтобы отругать незадачливую девушку, Мебиус произнес: «Ай да Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!»

Внутри главного здания находится озеро, по которому «протекает» стеклянный мост, продолжающий главную дорогу. В общественной зоне запланирован многоуровневый навес из стекла и бетона. Есть скейтпарк и дизайнерские бассейны.

«На дне бассейнов — имитации кристаллических камней. Они напоминают чаши солеварения прошлого, которые раньше находились в Краснодарском крае. Эти бассейны служат исторической частью нашей территории. На этой местности располагались поселения, жители которых занимались солерастворением», — рассказала о своем проекте Арина Лобанова из города Азнакаево в Татарстане.

Проект «Мавион»

Название проекта собрано из переведенных на латынь слов: море, Византия и бионика. Его создатели хотели сделать своеобразный архитектурный мост между двумя парками, развлекательным и орнитологическим, которые расположены по соседству, объединив их в единый ансамбль.

«В образе главного здания мы использовали структуры моря, песка, волны, чтобы наш проект гармонировал с общим настроением и ландшафтом района. Отделка входа символизирует натуральные формы ракушки, фонтан повторяет форму росписи на посуде, найденной во время раскопок», — рассказывает Ксения Бибикова из Костромы.

Сказочность образа рождалась из необычных форм и материалов. Например, крыши главного павильона и кафе покрыты зеленью, а витраж и стекло, как волшебный калейдоскоп, преломляют солнечные лучи.

«Мы объединили песочные современные техники в башнях главного здания, которые частично напоминают горные формы. Византийская архитектура и растительность на старых домах вдохновили нас сделать необычные купола на главном здании», — добавляет Мария Румянцева из Костромы.

На территории предлагают разместить кафе, беседки и лабиринт, в извилистых дорожках которого спрятаны исторические экспонаты. Навес над раскопками позволит рассматривать их в любую погоду, а рядом — большой искусственный пруд.

Проект «Протто»

«Протто» с византийского переводится как старший. Идея этого проекта уходит корнями в историю Имеретинской низменности, которая была частью Восточной римской империи.

«Концепция музея вытекает из переплетения наших идей: сочетание преобладающей архитектуры на федеральной территории Сириус, материалов, используемых в архитектуре Византийской империи, ее прибрежных оборонительных сооружениях, а также лендморфности (то есть вписанности в ландшафт) и метафора реки, как течение времени. Нашу концепцию можно описать двумя словами — реанимирование среды», — рассказывает Мария Мущинкина из Екатеринбурга.

Сердцем территории команда планирует сделать озеро с набережной. А весь парк, по проекту, обвивает искусственная «застекленная» река. Внутри музейного павильона она становится потолком для подземного этажа и полом для наземного. Между крышами зданий перекинуты мостики.

Проект «Pontes»

«Для того, чтобы объединить пути через наш участок и при этом создать интересные пешеходные маршруты, мы решили разработать систему мостов, которые олицетворяют взаимосвязи людей и окружающей среды. Поэтому мы назвали наш проект Pontes, что в переводе с латыни означает мосты», — рассказывает Мария Нелаева из Свердловской области.

По задумке авторов проекта, дорожки парка похожи на морскую пену — они плавные, извилистые и пересекаются друг с другом. Холмы напоминают волны. Аналогии с морем вызывают и голубые светодиодные ленты, которые обвивают мосты.

Музейные павильоны олицетворяют купола Византийского храма. Пол над стенами древнего сооружения стеклянный. Рядом есть амфитеатр и спортивные площадки.

Проект «Скиродема»

«Скиродема» с греческого — бетон. Первые этажи зданий сделаны из черного бетона, что создает ощущение тяжести и устойчивости, вторые этажи — из стекла и украшены воздушной крышей.

«Посередине главного пешеходного узла располагается огромное дерево платан. Поскольку дерево таких больших размеров будет расти очень много лет, мы предусмотрели, что на его месте, во время его роста, будет находиться голограмма», — удивляет слушателей Антонина Неуймина из Санкт-Петербурга.

По замыслу разработчиков проекта, дерево здесь символизирует смысл жизни. А озеленение на втором уровне отсылает посетителей парка к одному из семи чудес света — Висячим садам Семирамиды.

Проект «Курган»

Концепция этого проекта — минимализм. Участок разделен пополам, по разные стороны проектировщики расположили противоположности — негатив и позитив, инь и ян. Слева в низине — современный павильон в виде куба, справа на холме — музей-храм истории Византии и место раскопок.

«Противостояние открытого и закрытого, контраст света и темноты, отказ от декора, строительные конструкции, такие как бетонные плиты, остаются непокрытыми. Благодаря проемам стены проницаемы, восприимчивы к стихиям, будь это солнечный свет, дождь или ветер. Это позволяет не только привнести в интерьер естественное освещение, но и использовать искусственные источники, чтобы в вечернее время суток подсветить окружающую местность», — комментирует Елизавета Карпова.

Оградительная стена и высокое озеленение задают направление движения посетителей, чтобы те увидели объекты с нужных, наиболее живописных точек. Планировка музея в форме базилики повторяет форму византийского храма. Внутри нет ничего лишнего, всё внимание сконцентрировано на археологических раскопках.

Изюминка выставочного павильона — куба с шарообразным пространством внутри высотой в 12 метров — окулюс. Это отверстие, которое пускает внутрь солнечный свет. В нем есть специальный механизм в форме затвора, как у объектива фотокамеры, который позволяет комфортно смотреть проекции экспонатов.

По мнению преподавателей программы, проекты учеников «Сириуса» хорошо проработаны. Некоторые из них можно реализовать, считает преподаватель Дарья Бердоносова.

«Наша программа направлена в первую очередь на то, чтобы ребята смогли получить основные знания об урбанистике, теории архитектуры. Рассказываем о том, как происходит само архитектурное проектирование. Мы с коллегами стараемся для каждой нашей программы подобрать интересное задание, а что еще важнее — реальное. Ведь только таким способом ребята по-настоящему смогут окунуться в проектирование на практике».

 

Ссылка на видео защиты проектов:

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21