Анатолий Любавин: «Я делаю то, что я еще не умею делать»

С Анатолием Любавиным — художником-графиком, живописцем, вице-президентом Российской академии художеств и ректором Московского государственного академического института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств в одном лице — школьники встретились в «Сириусе» и задали ему свои недетские вопросы.

С Образовательным центром «Сириус» Александра Любавина связывает долгая и тесная работа. Под его руководством молодые таланты проходят несколько программ по изобразительному искусству: композиционный рисунок, монументальная живопись, дизайн и формирование пространства. Также Анатолий Любавин входит в экспертный совет Фонда «Талант и успех». Разговор наставника с детьми получился об искусстве, роли художника в нем, творчестве и Родине. На неординарные вопросы от учеников, приехавших в «Сириус» из разных уголков страны, художник отвечал больше часа. Публикуем самые интересные из них.

Топ 8 вопросов от учеников Образовательного центра «Сириус» Анатолию Любавину:

Анатолий Александрович, как вы стали художником и связали свою жизнь с творчеством?

«Как я стал художником? Я еще только учусь быть художником. У меня, как и у вас, что-то получается, а иногда — нет. Я даже об этом не думал, просто учился в школе, как и вы, рисовал, наверное, чуть лучше других. Жил в подмосковном городе Подольске, где организовывалась художественная школа. Я узнал о ней от друзей, которые сдали уже два вступительных экзамена — рисунок и живопись — и шли на третий, композицию. Я попал на последний, и меня взяли в школу, а всех остальных — нет. После школы поехал в Москву в художественное училище, где отучился 4 года. Потом поступил в институт на факультет графики, дальше — в мастерские Российской академии художеств. Закончил и работал сам по себе, выставлялся, участвовал в выставках. Я до сих пор про себя думаю, что я еще не совсем зрелый художник, учусь и всегда вспоминаю слова замечательного художника Пабло Пикассо: «Я делаю то, что я еще не умею делать, таким образом я учусь». У художника не бывает так, чтобы все гладко. Всегда есть срывы, неудачи, отчаяние и надежда, но любовь к искусству движет вперед».

© Российская академия художеств

«Мне очень отрадно, что все, без исключения, ребята, которые здесь собрались, талантливые, энергичные, заинтересованные слушатели курсов. Они хотят быть культурными людьми, стать художниками, дизайнерами, иллюстраторами, иметь творческую профессию».

«Мы в процессе работы уже о многом с вами говорили, многое вам показывали, исправляли неточности. Когда работаешь с вами, вы тоже подсказываете, и этот обмен впечатлениями очень важен, мы учимся друг у друга. Курс полезен и вам, и педагогам, которые приезжают сюда. Мы с вами варимся в одном котле, находимся в процессе». 

- Вы говорили про гармонию, про ритмы пространства на листе, у меня вопрос: это какое-то общее видение или каждый может ощущать это? Есть ли какой-то эталон, правила определенные?

«Законы есть, но они существуют для того, чтоб мы знали и помнили их, а потом могли нарушать, создавать свое пространство, свою гармонию. Это очень непросто.

Общих правил, как сделать хорошо, не существует

Процесс обучения имеет свои особенности. Это повторение изо дня в день каких-то упражнений, рисунков, набросков, чтобы научиться ставить свою руку и свой глаз, приобрести навык, опыт работы и стать профессионалом.   

Чем отличается художник-профессионал? Он может написать, нарисовать, слепить, раскрасить кувшин и так далее. Свое лицо, свою пластику он ищет, исходя из убеждений, взглядов, изнутри, творчество выливается из его характера. Нельзя придумать специально что-то оригинальное, оно в тебе, оно просто выйдет, когда ты работаешь». 

- Хочется побольше узнать про Суриковский институт и какими навыками должен обладать абитуриент.

 «Большинство классиков советского и российского искусства закончили Суриковский институт. Это Дмитрий Жилинский, Ефрем Зверьков, братья Ткачевы, браться Смолины, Таир Салахов, Гелий Коржев, Эрик Булатов — ныне здравствующий, всемирно известный художник. Еще какую-нибудь фамилию вспомните: интересно, учился он в Суриковском институте? Сергей Андрияка, Иван Глазунов, Владимир Стожаров, Виктор Попков, Виктор Иванов, — все учились в Суриковском институте. Если вы, друзья, хотите стать художником, где нужно учиться? Правильно, в Суриковском институте. Если человек талантлив, он обязательно поступит. 

У нас много разных мастерских, это особенность Суриковского института. Вы можете выбрать ту, которая вам ближе. Если вы пришли и поняли, что это не ваше, есть возможность перейти в другую мастерскую, вы всегда имеете право на ошибку. Процесс занятий творчеством должен приносить радость». 

© Российская академия художеств

«Мы стараемся дать разностороннее образование, чтобы художник, который выходит из стен Суриковского института, работал не только по узкой специальности, например, писал маслом, а смог, к примеру, расписать храм, то есть стать профессионалом в широком смысле. 

Главная тема в нашем институте — это разговоры об искусстве, о глубине искусства. И мы стараемся сохранить традиции нашего института. Московская школа живописи, именно город Москва, в широком смысле, формирует нас, как художников. Эти традиции мы сохраняем и развиваем».    

«Вы заметили, что форма нашей жизни меняется? Классическая форма тоже меняется во времени. Небольшой экскурс в историю искусства: были передвижники, до них творили Александр Иванов, Венецианов, Павел Федотов, Андрей Рублев. Передвижники открыли новое, они пошли в народ. После них было художественное объединение «Голубая роза», появилась другая классическая форма. Потом и она стала изменяться, придумали разные –измы: импрессионизм, кубизм, формализм. Во времени форма открывает новое пространство. То же самое происходит и в нашей жизни. Сейчас язык современного искусства многим недоступен. А ведь, чтобы понять новое, нужно учиться понимать этот язык. Именно для этого существует столько предметов у студентов: история искусств, философия, история кино и театра. Когда ты все это узнаешь, тебе понятен язык, и ты понимаешь, о чем речь. Перед тобой — целый мир, который ты еще не знал. Искусство показывает путь к вершине, которую ты еще не видел, и для каждого поколения это своя вершина. Наверное, в этом и заключается одна из тайн искусства».

«В Третьяковскую галерею стоит огромная очередь, вроде, люди уже там были. Ну чего туда идти, Шишкина я уже видел, и Сурикова, и Репина. А нет, хочется еще раз посмотреть. Энергия, которая передается от картин зрителю, очень важна, и каждый раз, приходя в музей, вы находите новое, смотря на картины, которые уже видели много раз. В этом и есть тайна произведения, тайна искусства. Чем больше вы получаете знаний, тем шире и глубже ваш контакт с произведением искусства, вы совершенно по-другому на него смотрите и другие открытия делаете».            

- Какие люди оказали на ваш творческий путь самое большое влияние?

 «Мой любимый художник в детстве был Василий Иванович Суриков. Когда мне было лет 12, я узнал о выставке-конкурсе в центральном Манеже в Москве. Я нарисовал эскиз, свою версию «Утро стрелецкой казни», не сказав родителям, «зайцем» поехал в Москву, но конкурса в этот день не было, и я уехал ни с чем. Но любовь к искусству Василия Ивановича Сурикова во мне живет до сих пор. Я считаю его произведения «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» очень глубокими по пластике. Через Василия Ивановича я открыл многих своих любимых художников: Рублев, Иванов, Венецианов, Врубель, Федотов, Кузнецов, Кончаловский, Петров-Водкин. Также я очень люблю Матисса, Пикассо».

- Из истории искусств мы знаем, что художник, как в зеркале, отражает происходящее вокруг него и является «зеркалом» эпохи, в которой он находится. Какова роль художника сегодня и как найти место в современном искусстве? 

«Время формирует форму, которая меняется, и художник через свое творчество, как в зеркале, отражает ту эпоху, в которой он живет. Пластический язык также меняется, чтобы его понять, нужны знания и опыт.

Представьте перед собой нотную запись симфонии Моцарта: если вы не знаете этого языка, вы ничего не поймете. Если вы понимаете эти знаки, вы прочитаете мелодию. В пластическом художественном произведении заложены те же самые звуки, ритмы, пятна — профессионал считывает эту музыкальную структуру. К этому мы вас и подвигаем, работая в цикле композиционного рисунка».

- Как найти грань между оригинальной динамичной композицией и хаосом?

 «Я тут вспоминаю строки Александра Блока:

Сотри случайные черты — 
И ты увидишь: мир прекрасен.

В хаосе нужно просто избавиться от случайных черт».

- Когда у вас первый раз купили работу, в каком возрасте?

 «Ты хочешь продавать свои работы уже? Об этом не нужно думать. Когда я учился в училище, кто-то попросил меня и моего товарища нарисовать цветок в горшке. Я эмоционально, по-своему, цветок написал, а товарищ мой дотошно все прорисовал. Естественно, у него купили, а у меня — нет. Но он так и не стал художником, а я все пытаюсь стать. Художник с большой целью, наверное, не должен об этом думать. Работайте, и у вас обязательно кто-то приобретет, кому-то это нужно будет». 

- Что вы можете сделать для своей Родины?

«Я могу написать картину. Стараюсь воспитать достойных граждан нашей Родины, привить им любовь к прекрасному, чтобы они любили друг друга и нашу Родину. И все, что Родина попросит, я готов сделать, потому что я люблю ее». 

Полное видео со встречи Анатолия Любавина с учащимися  «Сириуса»

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21
2
Экологический атлас «Сириуса»: взрослая задача для школьников #Сириус #экологический атлас 25 марта 2024 06:09
3
Николай Цискаридзе: «В преподавании кнут — самый главный пряник» #Сириус #балет #Цискаридзе 26 марта 2024 06:09