Великие архитекторы последних ста лет

Виктор Гюго называл зодчество главной летописью человечества и добавлял, что великие здания, как и высокие горы — создания веков. Мы выбрали выдающихся архитекторов, создавших одни из самых впечатляющих строений за последние 100 лет.

В этом обзоре не будет Антонио Гауди и его Sagrada Familia или Оскара Нимейера, построившего новую столицу Бразилии в форме самолета, и многих других архитекторов, которые у всех на устах. Но в нем есть десяток других авторов гениальных сооружений.

Заха Хадид (Zaha Hadid, 1950 2016)

Знаковые проекты: Центр Гейдара Алиева в Баку, Центр водных видов спорта для Олимпийских игр в Лондоне.

Заха Хадид, британка иракского происхождения, стала первой в истории женщиной, награжденной Притцкеровской премией — своеобразной Нобелевкой и «Оскаром» для архитекторов. Заху прозвали «королевой изогнутых линий» (the Queen of Curves). Многие проекты Хадид своим очертаниями словно намекают на изгибы женского тела, впрочем, не в этом дело.

Заха Хадид описывала свое творчество так:

«Идея в том, чтобы не создавать ни одного угла в 90 градусов. В начале всего — диагональ, а диагональ исходит из идеи взрыва, который „переформирует“ пространство. Это было важным для меня открытием».

Бизнес-центр Dominion Tower в Москве Фото: © Hufton+Crow / zaha-hadid.com

Для проектов Заха искала естественные, «текучие» линии, часто повторяющие природные силуэты: так, штаб-квартиры одной из компаний в ОАЭ своими очертаниями напоминает дюны, что характерно для местного ландшафта.

Отметилась Хадид и в России. Частная вилла для Владислава Доронина и Наоми Кэмпбелл стала причиной известности Захи в нашей стране. Также ее авторству принадлежит бизнес-центр Dominion Tower в Москве.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867 — 1959)

Знаковые проекты: «Дом над водопадом», Талиесин, Музей Гуггенхайма

Американский институт архитекторов в национальном опросе признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен», а его «Дом над водопадом», построенный в 1939 году в Пенсильвании, был назван «лучшим образцом американской архитектуры всех времен».

Дом над водопадом Фото: Public Domain Dedication

Пропагандист открытого плана, Райт произвел революцию в архитектуре XX века. Вдохновленный невысокими зданиями, разбросанными по американским равнинам, он развивал «стиль прерий» как реакцию на преобладающую викторианскую эстетику, которая исповедовала темный декор и яркие украшения как внутри, так и снаружи. Вместо этого Райт использовал чистую геометрию с упором на горизонтальные плоскости.

Большое влияние на Райта оказала работа в Японии: его постройки просты и лаконичны. Свое самое известное здание, «Дом над водопадом», архитектор идеально вписал в лесной ландшафт. Прямоугольные балконы буквально парят над водой, которая обрушивается на камни, будто вытекая прямо из дома. Камин в гостиной вырублен в скале, которая служит основанием для всего особняка.

Незадолго до смерти Фрэнк успел создать проект для музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. По задумке автора, посетители должны были на лифте подниматься на верхний этаж, а затем спускаться по спирали вниз. Увы, сейчас экспозиция расположена в обратном порядке. 

«Функциональность, простые формы и при этом глубокое понимание контекста  — вот что отличает его проекты от многих», — говорит об архитекторе Глеб Никитин, заместитель директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды Университета «Сириус».

Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886 — 1969)

Знаковые проекты: дом Фарнсуорт (Стеклянный дом), Сигрем Билдинг

Фото: © Teemu008 / flickr / BY-SA 2.0

Человек, определивший внешний вид городской архитектуры мегаполисов. Ван дер Роэ, можно сказать, стал отцом современных офисов, какими мы привыкли их видеть: высокие стеклянные небоскребы-башни, расположенные чуть вглубь квартала. Именно так Мис построил Сигрем Билдинг в Нью-Йорке.

«Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план».

Немец ван дер Роэ, известный фразой «чем меньше, тем лучше», разделил архитектуру на элементарные геометрические формы, указав путь к минимализму. В его проектах не встретить следы орнаментов: ван дер Роэ использовал качества материалов, например, стали или стекла, чтобы определить внешний вид своих зданий. Этот подход вытекал из другого принципа — форма следует за функцией. Его исповедовала школа Баухаус, где Людвиг был последним директором перед тем, как нацисты закрыли учебное заведение.

Пусть Мис и отказывался от декора, он не был противником роскоши: в павильоне для размещения немецкой экспозиции на Международной выставке 1929 года в Барселоне он обильно использовал мрамор, оникс и травертин.

Работал ван дер Роэ и на территории России: незадолго до Первой мировой войны он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Норман Фостер (Norman Foster, родился в 1935 году) 

Знаковые проекты: башня Херст, виадук Мийо, небоскреб 30 St Mary Axe 

Башня Херст Фото: © O Palsson / flickr / CC BY 2.0

Вы можете не знать имя архитектора, но в фильмах, где действие разворачивается в Лондоне, наверняка замечали стеклянный «огурец» — это небоскреб Сент-Мэри Экс, 30. «Корнишон» (The Gerkin), открытый в 2004 году, стал символом британской столицы наряду с Тауэром и Башней Елизаветы (часто ее ошибочно называют Биг-Бен) и вскрывает привычный лондонский пейзаж, как это сделала в свое время Эйфелева башня в Париже.

Кстати, о французах. Норман проектировал виадук Мийо, который поставил несколько рекордов высоты. Вантовый мост в департаменте Аверон расположен над ущельем такой глубины, что в нем почти поместится Эйфелева башня. 

Фостер — фанат Френка Ллойда Райта и Людвига Миса ван дер Роэ, но также среди своих любимых архитекторов называет и Владимира Шухова. Именно работы российского мастера вдохновляли Нормана на использование в своих проектах стальной сетчатой оболочки.

Юймин Бэй  (Ieoh Ming Pei,  1917 — 2019)

Знаковые проекты: пирамида Лувра, научный центр Макао, лаборатория Меса

Наверняка в фильмах или на картинках вы видели стеклянную пирамиду, вырастающую из земли посреди Парижа. Это вход в один из величайших музеев мира — Лувр, и создал его Юймин Бэй — американский архитектор китайского происхождения. 

Пирамида Лувра Фото: © Benh LIEU SONG / flickr / BY-SA 2.0

Бэя иногда называют последним великим модернистом современности. У него особый стиль: чистый и сдержанный, с простой геометрией и стремлением к монументальности. Юймин осознавал, что ни одно здание не может выиграть конкуренцию с природой. Именно так появилась знаменитая лаборатория Меса: это композиция из абстрактных геометрических форм, сливающаяся с окружающим скалистым ландшафтом. Чтобы абсолютно идеально вписать постройку в пейзаж, к бетону добавили местный розовый песчаник. 

Список проектов Юймина похож на учебник географии, от Китая до США, от Люксембурга до Катара. Помимо уникальных сооружений он подарил миру и ряд афоризмов:

«Будь лучшим, не обязательно быть оригинальным», «Успех — это коллекция решенных проблем», «Перестаньте волноваться об упущенных возможностях и начните искать новые».

Йорн Утцон (Jørn Utzon, 1918 — 2008)

Знаковые проекты: Сиднейская опера, Kuwait National Assembly Building

Датчанин Утцон стал вторым человеком в истории (после Оскара Нимейера), чье творение вошло в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО при жизни автора. Речь, конечно, о здании Сиднейской оперы, которое своими очертаниями напоминает белоснежного лебедя.

Сиднейская опера Фото: Public Domain Dedication

Во время проведения международного конкурса проектов на создание театра в крупнейшем городе Австралии Йорн был малоизвестным архитектором. Но его эскиз скульптурно изогнутого здания в гавани радикально расходился с кубическими и прямоугольными формами модернистской архитектуры и победил. Тем более белые раковины крыш удачно перекликались с парусами яхт.  Это творение изменило не только всю карьеру датчанина, но и образ целого материка. 

Забавно, что его заявка на конкурс четко объясняла концепцию здания, но не то, как оно будет возведено. Задача строительства бетонных оболочек, образующих крышу, на долгие годы поставила бы инженеров в тупик. Но в итоге именно Йорн пришел к «сферическому решению» для их изготовления. 

Утцон был вынужден уйти с поста главного архитектора проекта в феврале 1966 года из-за непомерно раздувшегося бюджета. Его отставка вызвала протесты и марши по улицам Сиднея с требованием восстановить его, но безрезультатно. Вскоре Йорн покинул Австралию и так никогда туда не вернулся, чтобы увидеть свой шедевр.

Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava, родился в 1951 году)

Знаковые проекты: Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, транспортный хаб Всемирного торгового центра, музей будущего в Рио-де-Жанейро 

«Калатрава — человек, который возвел форму в абсолют. Его город искусств и науки в Валенсии, с одной стороны, вызывает восхищение с точки зрения формы, линий и динамики, с другой стороны, оставляет открытым вопрос об утилитарности и полезном использовании подобных культовых объектов», — отмечает Глеб Никитин.

Работы этого испанского архитектора можно описать как неофутуризм, хотя на языке вертится характеристика «научно-фантастическая архитектура». Как отмечает TimeOut, постройки Калатравы напоминают грудные клетки вымерших динозавров-роботов, если бы такие вещи существовали. 

Дворец искусств королевы Софии в Валенсии Фото: © kuhnmi / flickr / CC BY 2.0

Калатрава занимался проектами для олимпийских Афин, строительством аэропорта в Лионе и железнодорожного вокзала в Лиссабоне. Его Музей Будущего в Рио действительно похож на динозавра, смотрящего в небо. А телебашня Монтжуик в Барселоне — словно автограф, расчерченный в воздухе. Сантьяго — определенно один из самых значимых и выдающихся архитекторов, создающих свои работы прямо сейчас.

Фрэнк Гери (Frank Gehry, родился в 1929 году)

Знаковые проекты: Музей Гуггенхайма в Бильбао, «Танцующий дом» в Праге

Благодаря проекту этого канадца появился даже новый термин — эффект Бильбао. 

Фрэнк Гери построил для филиала нью-йоркского музея Гуггенхайма здание, которое, кажется, бросает вызов гравитации и логике традиционных методов строительства. Похожий на диковинный корабль в титановом облачении, музей у реки Нервьон помог возрождению крупнейшего города Страны Басков. Ведь с его появлением сюда потянулись туристы со всего мира, поскольку Бильбао начал постоянно светиться в медиа. 

Музей Гуггенхайма в Бильбао Фото: © PA / CC BY-SA 4.0

Эффектом Бильбао назван феномен, когда всего один яркий архитектурный объект меняет имидж города и влечет за собой экономический рост. 

Константин Мельников (1890 — 1974)

Знаковые проекты: дом Мельникова, дом культуры имени Русакова, павильон СССР на Международной выставке в Париже

Дом Мельникова в Москве Фото: © Paulkuz / CC BY-SA 4.0

О многих выдающихся людях говорят, что они опередили свое время, но в случае с архитекторами это особенно заметно: нужно всего лишь подождать полвека. Мельников нарушил все градостроительные нормы, будучи словно человеком из будущего и получив прозвище «русский Гауди».

Для Международной выставки в Париже 1925 года Мельников построил павильон СССР. 

Журнал L’Amour de l’art писал о нем так: 

«Этот дом из стекла, себестоимость которого, безусловно, ниже всех других павильонов, является ценным уроком для всех архитекторов, ибо Мельников утверждает себя не только как конструктор, но и как художник. Он освобождает понятие объема от понятия сплошной массы. Он выражает третье измерение».

После заграничного успеха Константин занялся планировкой Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, получал заказы на гаражи и рабочие клубы. Так, в доме культуры Русакова на московской Стромынке Мельников первым в мире вынес балконы зрительного зала наружу, разместив их в зубцах-выступах. В это же время архитектор создал для себя и своей семьи одноквартирный жилой дом-мастерскую в переулках Арбата, в основе которого два цилиндра, словно врезанных друг в друга.

В 2015 году Дом Мельникова первым из российских зданий попал в список уникальных жилых домов XX века Iconic Houses. 

Владимир Шухов (1853 — 1939)

Знаковые проекты: Шуховская башня, Киевский вокзал в Москве

Шухов, безусловно, в первую очередь инженер. Его изобретения и идеи для нефтяной промышленности заслуживают отдельного основательного разбора. Но с точки зрения архитектуры Владимир Григорьевич со своими гиперболоидами и сетчатыми оболочками из стали несомненно вошел в историю.

Шуховская башня в Москве Фото: © savethetower / CC BY-SA 4.0

Конструкции сетчатых оболочек Шухов использовал при создании проектов абсолютно разных сооружений: от вокзалов до водонапорных башен, от маяков до опор линий электропередач. 

А самому известному проекту архитектора в 2022 году исполнилось сто лет. Шуховская телебашня на Шаболовке остается заметной доминантой московского ландшафта даже во время, когда небоскребы вырастают в разных районах города. Изящное, но крепкое сооружение строили без подъемных кранов и строительных лесов: каждую следующую секцию собирали на земле и поднимали на лебедках. Сейчас башня находится на закрытой территории и недоступна для посещений: реставрация к юбилею постройки так и не проведена.

О ком еще почитать:

  • Иван Жолтовский
  • Ричард Роджерс
  • Жан Нувель
  • Алвар Аалто
  • Николай Шумаков
Оцените статью
Поделись знанием