Как научиться учиться: советы, которые работают

Часто мы записываемся на какой-нибудь онлайн-курс или программу — и бросаем на середине или даже на первом уроке. Не расстраивайтесь, если это про вас: тех, кто не может заставить себя вовлечься в учебу, намного больше, чем тех, кто с упоением идет до конца. В нашем обзоре разбираемся, почему образование стало нескончаемым процессом и какие техники все-таки помогают научиться новому.

Что такое обучаемость?

Еще несколько десятилетий назад образование было понятным и ограниченным во времени эпизодом жизни: детский сад, школа, университет. Для самых устремленных — аспирантура и докторантура. В наше время обучение перешло в перманентный процесс: новые компьютерные программы, технологии, методики работы, даже виды отдыха требуют получения новых знаний. 

«Быстро понимаю все новое, схватываю на лету,  легко обучаюсь» — эти и подобные фразы воспринимались нами, как цитаты, кочующие из резюме в резюме в разделе «Личные качества».  Но с увеличением потоков информации и скорости ее передачи понятие «обучаемости» вновь привлекает к себе серьезное внимание.

«Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, но те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

 

Цитата американского социолога Элвина Тоффлера, одного из авторов концепции постиндустриального общества, как нельзя точно описывает важность именно навыка обучаемости. Вернее будет сказать,  даже «метанавыка» (metaskill). Читатель может справедливо возразить, что ранее слышал про soft skills и hard skills, а это что за зверь? По сути, метанавык — основа для развития и приобретения как раз soft и hard skills.

Метанавыки предназначены для развития мышления, которое позволяет людям подготовиться к обучению на протяжении всей жизни — чтобы развивать новые компетенции в постоянно меняющейся среде.

Выделение метанавыка «обучаемости» — способности «научиться учиться» — помогает подступаться ко всему новому с понятным планом. 

Что такое курс «Как научиться учиться»?

Один из самых популярных онлайн-курсов в мире — именно курс, который учит учиться. В чем феномен подхода его автора и что сделало курс таким популярным?

Барабара Оакли Фото: © Оклендский университет

Барабара Оакли совместно с нейробиологом Терренсом Сейновски запустила первый поток курса на Coursera летом 2014 года. Курс включает в себя практические советы, как разбираться со сложными темами и, конечно же, как преодолевать прокрастинацию — все это с опорой на здравый смысл и нейробиологию. С этого момента начинается бум формулировки «научиться учиться».

Можно потратить уйму денег на профессиональных видеооператоров и продюсеров и остаться незамеченным. А можно оборудовать домашнюю студию и привлечь миллионы слушателей. Именно как появился курс Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects. Свои видео Оакли снимала в подвале собственного дома: оператором был ее муж Филипп. Супруги создали место для съемок, изучив в интернете советы по настройке студии с зеленым фоном и управлению студийным освещением. 

Успех Оакли во многом заключался в понимании проблем тех, к кому обращается. Оакли родилась в 1955 году в Калифорнии. После школы поступила на службу в армии, чтобы оплачивать учебу в колледже. Барбара работала переводчиком с русского языка на судах в Баренцевом море, радистом на полярной станции в Антарктиде, где и познакомилась с будущим мужем. Помимо степени по славянским языкам и литературе, Барбара получила диплом в области электротехники: ей было интересно попробовать, сможет ли она переключить мозг с гуманитарных дисциплин на точные науки.

Личный опыт в смене деятельности помог Оакли достучаться до своей аудитории. В основном это были люди в возрасте от 25 до 44 лет, которым неминуемо в жизни придется столкнуться с карьерными изменениями и адаптацией к неумолимо меняющейся экономике. Но при этом они из тех, кто ищет способы подняться на новый уровень обучения. 

Короткие лекции Оакли богаты метафорами: благодаря им проще доносить сложные идеи. Например, она сравнивает, как на одну и ту же проблему реагировали бы зомби и  живой человек. А очень легкая анимация в видео к курсу — с зомби-серфингистами, вампирами и «осьминогами внимания» — помогает удерживать внимание слушателей и доносить простым языком глубокие вещи.

Прогресс тех, кто прошел курс Оакли до конца, в среднем в два раза выше, чем у учащихся других курсов.

На что нужно обращать внимание при обучении, по мнению Оакли?

Барбара рассматривает такие техники:

  • фокусированное/расфокусированное мышление;
  • чередование работы и отдыха;
  • группирование знаний и практика.

Фокусированное/расфокусированное мышление

У нашего мозга есть два режима мышления. Первый — «фокусированный», при котором учащиеся концентрируются на материале (вспомните, как учителя и родители постоянно говорят «сосредоточься»). Но есть и второй режим — «расфокусированный, рассеянный». Это состояние нейронного покоя, во время которого происходит консолидация полученной информации. Именно в этом режиме все новое оседает в нашем мозге. Благодаря «фокусированному» режиму (также используется формулировка «диффузный») могут возникать связи между кусочками информации и неожиданные озарения. Вот почему полезно делать небольшой перерыв после всплеска сосредоточенной работы.

Чередование работы и отдыха

Фото: © LightField Studios / Shutterstock

Оакли рекомендует известную технику Помодоро: установите таймер на 25 минут для сосредоточенной работы, а затем выдайте себе вознаграждение. Так получается чередование уже упоминавшихся выше двух типов мышления. В качестве награды после работы можно послушать музыку, пройтись, выйти на свежий воздух —   сделать то, что помогает именно вам войти в расслабленное состояние. В момент, когда вы не думаете о задаче, мозг может подсознательно закреплять новые знания. Оакли сравнивает этот процесс с «библиотекарем, раскладывающим книги на полках для последующего поиска».

Группирование и практика

Измельчение информации, разбивание ее на фрагменты — процесс создания нейронного паттерна, который можно повторно активировать при необходимости. Простыми словами, это разделение на минимальные единицы информации, которые мы можем запомнить: строка из стиха, музыкальный отрывок, математическая формула.

Но группирование работает только с практикой: фокусируясь на небольшой порции информации, нужно стараться понять ее, повторив несколько раз. Вспомните, как вы учились чему-нибудь, от взбивания крема для торта до игры на гитаре: если просто посмотреть инструкцию, покажется, что все понятно. Но пока вы не попробуете на практике, не закрепите действием, ощущение будет ложным.

И, конечно, при любом обучении важно знать свои особенности. Оакли подчеркивает, что люди учатся по-разному. Кто-то схватывает быстро, но поверхностно, кто-то, как марафонец, движется неспешно, но замечает больше деталей. Понимание своих достоинства и недостатков — первый шаг на пути к лучшему подходу для изучения нового материала.

Антисоветы для обучения

1. Пассивно перечитывайте уже изученный материал. Пассивное перечитывание дарит нам ложное восприятие, что мы уже с легкостью запомнили материал. Увы, в итоге мы все равно не сможем быть уверены, что выучили необходимую информацию. Грубо говоря, мы учимся помнить, что именно написано, но не видим связи между отдельными элементами.

2. Практикуйтесь много раз в том, что вы и так уже умеете. Это называется иллюзия компетентности. Если постоянно, снова и сова, практиковаться в том, что вы умеете, что кажется вам простым и понятным, вы можете ошибочно экстраполировать это ощущение на области, в которых вы не столь хороши. Не бойтесь сложных задач, в которых вы не сразу будете лучшим, обязательно подступайтесь к ним.

3. Понимайте решение, а не путь к нему. Ответ на задачку про скорость течения или расстояние от пункта А в пункт B, безусловно, можно подсмотреть в конце учебника. Ну или списать у одноклассника. Но списывание помогает лишь разово избежать двойки, никак не способствуя тому, чтобы вы овладели материалом. Только самостоятельно проходя путь, вы можете увидеть его особенности и пользу для вас.

4. Переходите к практике без теории. Кто из нас не шутил, собирая мебель или разбираясь с новым электроприбором, мол, сначала все пробуем, а через 10 неудачных попыток все же открываем инструкцию? Но при обучении  надежнее и полезнее открыть в первую очередь «инструкции». Теория, в данном случае, помогает понять причинно-следственные связи и дает более полную картину.

Что насчет прокрастинации?

Во-первых и в-главных, прокрастинация жизненно необходима: иногда именно так организм сигнализирует о сбое (усталости, депрессии). Но такой подход, конечно, не стоит возводить в абсолют.

Фото: © R_Tee / Shutterstock

Действенный способ борьбы с прокрастинацией — фокусировка на процессе, а не результате. Помочь преодолеть прокрастинацию может уже упоминаемый метод Помодоро: установка таймера в таком случае становится своеобразным ритуалом. Оакли замечает: даже мысли, когда мы делаем то, что нам не нравится, активируют болевые центры мозга. Но эта техника помогает сосредоточиться и начать работу, не думая о ней. «Практически каждый может сосредоточиться на 25 минут, и чем больше вы практикуетесь, тем легче это становится», — говорит Барбара.

Против прокрастинации помогает рутинность действий. Планируйте, как и когда вы будете заниматься делом: отчетом, дипломом, написанием статьи, изучением нового кода. Можно бронировать себе время в календаре, можно переводить телефон в авиарежим, но важно обеспечить себе условия, в которых вы можете поработать. Вместе с тем планируйте и время для развлечений: это поможет быть уверенным, что вознаграждение вы тоже внесли в список дел.

Кстати, о списках: пишите их! Когда мы разбиваем задачу на более мелкие, перекладываем ее на алгоритм действий, мы уже на пути к успеху. 

А если вы все еще думаете, что так ничему и не научитесь, слушай онлайн-курсы, вспоминайте кенийца Джулиуса Йего. Когда Йего решил, что хочет серьезно заниматься метанием копья, в Кении не нашлось никого, кто смог бы его этому научить на профессиональном уровне. Но у Джулиуса был YouTube. И благодаря просмотрам видео и изучению техники бросков в исполнении Яна Желязны и Андреаса Торкильдсена Джулиус стал прогрессировать. Как итог: у него есть серебро Олимпиады в Рио. Олимпийскую медаль мы вам не обещаем, но овладеть новым навыком у вас точно получится! 

Что почитать:

1. Ultralearning: Master Hard Skills, Outsmart the Competition, and Accelerate Your Career Kindle Edition by Scott Young

2. Думай как математик: Как решать любые задачи быстрее и эффективнее. Barbara Oakley.

Оцените статью
Поделись знанием