«В подготовке не стоит ничем пренебрегать»: интервью с победителем ВсОШ по русскому языку

Подготовка к интеллектуальным соревнованиям занимает большую часть времени многих талантливых школьников. В процессе они встречают единомышленников, ищут способы максимально углубить знания в предмете и определяются с профессией. Мы поговорили об этом с Эльвирой Агеевой — победителем Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и призером Международной олимпиады по лингвистике.

— Почему вы решили участвовать во всероссийской олимпиаде?

— Я участвовала в олимпиадах со второго класса начальной школы. Это были разные муниципальные олимпиады и интернет-соревнования — всем известные «Медвежонок» и «Кенгуру». Поэтому этот вид активности не был для меня чем-то новым.

Позже главной мотивацией, помимо интереса писать олимпиады, стала возможность поступить в вуз без ЕГЭ. Материальная ситуация в семье позволяла рассматривать только обучение на бюджете, а по результатам экзаменов поступить сложнее. Первый раз во всероссийской олимпиаде я участвовала в 10-м классе, где стала призером, а диплом победителя взяла уже в 11-м классе.

— Как проходила подготовка к соревнованию по лингвистике?

— Я училась на курсе у Аллы Овчинниковой. Она организовала чат ВКонтакте, где мы обменивались полезной информацией, решали задания, обсуждали вопросы теории и практики. В 10-м классе школа не давала достаточной подготовки. Кроме того, я училась на физико-математическом направлении, а получить хороший результат на ВсОШ я стремилась по русскому языку. Основную часть знаний я получала на курсе и во время самостоятельной подготовки.

Преподаватель помогала и в психологическом плане: всегда поддерживала, была готова в любую минуту ответить на сообщение. На семинарах или разборах комплекта, которые обычно имели содержательную часть, сеанс психологической поддержки был факультативным занятием. Тем не менее, мы пытались поднимать друг другу настроение. В последние дни перед туром олимпиады все сильно устают, сомневаются в себе — тогда особенно важно оказать дружескую помощь и дать понять близкому человеку, что его определяют не заслуги и баллы, а он сам по себе.

— Чем вы пользовались во время подготовки?

— Под руку в качестве материалов для занятий попадалось практически всё: специализированные учебники по подготовке к олимпиадам, сборники задач, пособия для студентов вузов, научно-популярные видео в интернете. В подготовке не стоит ничем пренебрегать. Любые материалы могут быть важны и интересны.

— Стоит ли участвовать сразу в нескольких олимпиадах?

— Пробовать себя в большом количестве предметов однозначно стоит, если вам это действительно интересно и каждый предмет вызывает положительные эмоции. Я знаю много ребят, которые проявили себя в нескольких направлениях.

Если вы хорошо распределяете время и силы между предметами, участие в нескольких олимпиадах будет плюсом. Стремиться к рекордному количеству для перестраховки не стоит, потому что подготовка требует большого количества моральных, физических и эмоциональных усилий. Заставлять себя перерабатывать точно не нужно, это приведет только к выгоранию и худшим результатам.

Фото предоставлено Эльвирой Агеевой

— Как можно самостоятельно поддерживать мотивацию?

— В первую очередь не зацикливаться на олимпиаде. Обычно предмет, по которому учащийся выступает, будет как-то связан с его профессией или специальностью в вузе. Поэтому можно себе напоминать, что подготовка и старания в любом случае не напрасны. Даже если на олимпиаде что-то пойдет не так, все приобретенные знания и навыки останутся с тобой в дальнейшем.

Если же участие в олимпиаде — интерес без желания углубляться в предмет и дальше, можно держать в голове, что ты в любом случае делаешь это ради удовольствия — результаты не должны влиять на твое состояние.

— Как сконцентрировать внимание во время письменного отбора?

— Мне помогала сама обстановка: все вокруг пишут, работают, и ты к этому подключаешься. Если вы чувствуете, что концентрация теряется и задания выполняются через силу, можно немного отвлечься: посмотреть в окно, выйти прогуляться, а потом с новыми силами приняться за комплект. Не стоит силой заставлять себя работать без отвлечений.

Когда появляются навязчивые мысли, можно их записать. Если вдруг в голове всплывает заедающая песня, прямо на черновике напишите ее текст. Таким образом, она вылетит из головы, и концентрация восстановится. У каждого по мере тренировок и освоения ритма работы находятся свои лайфхаки, позволяющие сохранить концентрацию. Кто-то знает, что у него лучше или хуже получается древнерусский — в зависимости от этого можно составить алгоритм, как идти по комплекту и всё успеть. Это очень индивидуальный параметр.

— Как распределить время на олимпиаде, чтобы ответить на все вопросы?

— Я придерживаюсь такой стратегии: при первом же просмотре комплекта сразу вписываю те ответы, которые сразу всплывают в голове и кажутся наиболее очевидными. Возможно, это те явления, с которыми вы сталкивались во время подготовки, или ответы на прямые вопросы, которые вам уже известны.

Во время второго прочтения можно вписать наиболее вероятные гипотезы, подольше подумать, и если мысль, которая пришла вам в голову, верна, записать ее. Так постепенно можно дополнять ответы до того момента, пока не останутся пробелы. Тогда можно посидеть с мозговым штурмом над каждым отдельным заданием, переключаясь между ними.

Многие составляют определенный план: заранее знают, что обычно на перевод древнерусского текста уходит столько-то времени, на задания на фонетику — столько-то. Понятно, что угадать все форматы вопросов не получится, но примерную последовательность составить можно. Кому-то удобнее брать одно задание и доводить его до конца.

— Что делать, если не знаешь ответ на вопрос?

— На олимпиаде по русскому языку трудно найти задание, ответ на которое точно знаешь. Задачи обычно сформулированы не прямыми вопросами, а таким образом, что нужно проанализировать какой-то языковой материал, обнаружить явление и сделать какие-то выводы.

Все мысли, которые записываются в бланк ответов, — скорее гипотезы с разной степенью вероятности. Когда в голову ничего не идет и все гипотезы кажутся странными, лучше написать хоть что-то. Нельзя оставлять пустых мест, потому что в самом бредовом описании могут найтись правильные мысли. Вы можете получить полбалла, но это в любом случае больше, чем ничего.

— Какой вуз выбрали после победы на олимпиаде?

— Я поступила в Высшую школу экономики на образовательную программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21
2
Тренировка за рабочим столом — это эффективно, показал эксперимент #школа #сидячая работа #офис 16 апреля 2024 06:47