От призера ВсОШ до тренера сборной России по биологии: интервью с Викторией Лавреновой

В подготовке к олимпиаде важно найти преподавателя, который сможет не только поделиться бесценными знаниями, но и поддержать на пути к успеху. Мы поговорили с тренером сборной России по биологии, двукратной медалисткой Международной биологической олимпиады Викторией Лавреновой и узнали, как учителя помогают ребятам готовиться к соревнованиям.

В этом году на 33-й Международной биологической олимпиаде школьников (IBO-2022) в Ереване сборная России взяла четыре золота, а Яков Коробицын стал абсолютным победителем, показав лучший результат среди сборных всех стран. Виктория Лавренова — один из тех специалистов, кто готовил ребят к этим соревнованиям. Да и сама брала серебряные медали на IBO-2012 в Сингапуре и IBO-2013 в Берне. А еще Виктория преподает в «Сириусе».

— Почему вы решили заниматься подготовкой школьников к олимпиадам?

— Я занималась биологией еще школьницей. В 8 классе вышла на уровень заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и стала призером, а в 10–11 классе ездила на Международную биологическую олимпиаду и стала серебряным медалистом.

Когда я училась на биологическом факультете, в Москве постепенно появилась продуманная система подготовки школьников. Я начала вести занятия на 3–4 курсе, когда уже есть профильные знания. Так как сама участвовала в олимпиаде в школьные годы, знаю систему изнутри, могу дать советы со стороны школьника и преподавать дисциплины с акцентом на форматы и задания, которые спрашивают на олимпиаде. Сейчас я заканчиваю аспирантуру и преподаю уже лет восемь, и мне очень нравится.

— Где вы работаете?

— Я главный тренер сборной Москвы. Занятия проходят в Центре педагогического мастерства, где есть кружки с 5 по 11 класс. Я веду группы 10–11 классов — это учащиеся московских школ, которые уже участвовали в заключительном этапе всероссийской олимпиады. Высока вероятность, что в новом учебном году они снова успешно пройдут региональный этап и выйдут на федеральный уровень, поэтому их надо готовить.

Кроме этого, уже несколько лет я занимаюсь с национальной сборной: в МГУ и веду занятия в Образовательном центре «Сириус».

— Как преподаватели составляют план подготовки?

— У нас есть достаточно выработанная схема, которая опробована годами. Вопросы олимпиады разделены по разным областям биологии. Ее главное отличие в том, что областей очень много — больше десятка. Из-за многообразия вопросы и задания довольно специфичные, и школьной программы не хватает, чтобы все покрыть. Поэтому мы составляем программу под задания олимпиад, занимаемся в Москве круглогодично по одному-два раза в неделю.

Подготовка включает много практических занятий, потому что на всероссийской и международной олимпиадах большой упор на практику и сложное оборудование. Для московских школьников раз в полгода мы проводим выездные лагеря на базе в Подмосковье. Биология выросла из натуралистических дисциплин — растения и животных нельзя проходить, просто читая учебники и смотря схемы, надо делать срезы растений, вскрытие плодов и беспозвоночных.

Фото предоставлено Викторией Лавреновой

— Как вы поддерживаете и мотивируете школьников?

— К каждой сборной прикреплен психолог, который интенсивно работает в период перед олимпиадой. Круглогодичные мероприятия тоже есть — раз-два в месяц. Психолог встречается с детьми, делает краткие заметки по тайм-менеджменту, дает лайфхаки, как избежать выгорания. При этом у любого ребенка есть возможность обратиться к психологу, записаться на личную консультацию и разобрать свои проблемы. У педагогов с учениками формируются достаточно близкие отношения.

— Что самое сложное в работе с детьми?

— У совсем «топовых» школьников бывают проблемы с авторитетами. Не всех своих преподавателей талантливые дети считают авторитетами и думают, что сами уже много знают. В реальности обычно это не так, потому что команды преподавателей состоят из сотрудников ведущих вузов со степенями, званиями, научными достижениями и огромным опытом.

Здесь есть психологический момент — если школьник и учитель не на одной волне, ученику тяжело и воспринимать информацию, и считать этого преподавателя компетентным. Нужно не только разбираться в предмете на высоком уровне, но и обладать педагогическими навыками: держать внимание, показывать свою заинтересованность в каждом.

— Какие советы помогут ребятам успешно подготовиться к олимпиаде?

— Нужно заниматься самообразованием, но осторожно. В век интернета много научно-популярных ресурсов, где встречается ошибочная и устаревшая информация.

Искать биологические источники самостоятельно стоит только в проверенных местах. Из интернет-ресурсов, которые к этому стремятся, могу посоветовать проект «Сириус курсы», где я работаю методистом. Там есть видеоматериалы, конспекты к ним и тесты на закрепление.

Определенно стоит посещать центры подготовки с профессиональными преподавателями в своем регионе. Если попал на олимпиаду, оказываешься в олимпиадной «тусовке». При хорошей академической успеваемости можно попасть в «Сириус», где проводят интеллектуальные соревнования и смены по биологии и генетике.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21
2
Тренировка за рабочим столом — это эффективно, показал эксперимент #школа #сидячая работа #офис 16 апреля 2024 06:47