Поколение Z и карьера: как зумеры переосмыслили работу

Когда мы говорим про работу и карьеру, скорее всего, мы представляем серьезных взрослых людей в строгих костюмах. Однако на рынке труда всё по-другому: на арену вышли зумеры, и именно они в скором времени будут задавать карьерные тренды. Рассказываем, в чем особенности представителей поколения Z и как они переосмыслили для себя работу.

Поколение Z (зумеры) — это поколение тех, кто родился примерно с 1996 по 2009 год. В России на 1 января 2021 года проживало около 22 млн представителей этого поколения, а общее их количество в мире оценивается в 2 млрд человек.

Это люди, которые сейчас находятся в начале своего карьерного пути, но при этом только в США зумеры уже занимают 46 % рабочих мест. В ближайшие пять лет ожидается рост именно этого сегмента рынка найма. А значит, они уже влияют на рынок труда, переосмысляют для себя рабочие и карьерные паттерны.

Компания Deloitte выпустила подробный отчет, где проанализировала важные для зумеров критерии выбора рабочего места. И что интересно: хорошая зарплата — не главный критерий. В первую очередь представители этого поколения выбирают те компании, о которых сами много знают и с которыми сталкивались в обычной жизни.

Далее по важности, согласно опросу сервиса Glassdoor, стоят гибкие часы работы. Это также подтверждает опрос, проведенный Wakefield Research среди 1000 владельцев малого бизнеса с менее чем 25 сотрудниками: почти половина представителей поколения Z, около 48 %, имеют многочисленные подработки. То есть зумеры берут больше фрилансов, и им важно, чтобы основная работа позволяла им безболезненно заниматься сторонними делами и увлечениями. Если зумеру предложат скучную по его мнению работу с большой зарплатой и более интересную с меньшим окладом — они не примут мгновенного решения в пользу первого варианта, и это их отличие от предыдущих поколений.

Далее идет критерий легкости работы и коллектив. При этом зумеры предпочитают индивидуальные задачи, а не командную работу. Возможность выполнять проекты самостоятельно позволяет также планировать свое время и сочетать работу с хобби и фрилансом. Также зумеры переосмыслили для себя концепт высшего образования. Им уже не так важен диплом, как их родителям и старшим братьям и сестрам, они скорее выберут краткосрочные и прикладные курсы, с помощью которых можно быстро освоить новую профессию.

Почти 70% специалистов поколения Z среди важных критериев обозначают совпадение личных ценностей с ценностями компании. Сюда входит социальная миссия их работы, о чем мы еще поговорим в этой статье.

К интересному выводу пришли в компании Microsoft в своем исследовании карьерной мотивации у поколения Z. Согласно нему, зумеры ломают старые представления о важности корпоративной работы и традиционном рабочем дне с 9 до 6. На это сильно повлияла пандемия: она дала толчок к развитию диджитал-профессий — таких как программирование, маркетинг, дизайн, комьюнити-менеджмент и других — и самостоятельной работе.

При этом важно понимать: это поколение не знает мира, где не было интернета, поэтому они лучше адаптировались к развитию диджитала. Поколение Z родилось в мире, который уже был онлайн, где уже была видна основа сегодняшней цифровой экосистемы. Таким образом, это поколение рассматривает интернет как отправную точку, неотъемлемую часть своей повседневной жизни. Именно поэтому ожидания поколения Z от цифрового мира намного превышают ожидания любого предшествующего поколения.

Молодые люди все чаще спрашивают себя, чем они действительно хотят заниматься. «Это часть энергии поколения Z», — говорит Филип Гаскин, вице-президент по предпринимательству в Фонде Юинга Мариона Кауфмана. Возможно, именно поэтому зумерам так важно, чтобы их работа и бизнес имели социальную миссию. В Microsoft выяснили, что половина владельцев малого бизнеса из поколения Z (50 %) относят социальные блага к трем своим главным бизнес-приоритетам по сравнению с 39 % владельцев малого бизнеса в целом.

Согласно данным WP Engine и Центра поколенческой кинетики, почти две трети (62 %) представителей поколения Z во время и после пандемии заявили, что начали или намереваются начать собственный бизнес. Этот сдвиг коррелирует с количеством новых предпринимателей, которое росло в течение нескольких лет, причем, согласно данным Фонда Кауфмана, в 2020 году наблюдался самый высокий всплеск из всех. И это имеет большое значение для рынка труда.

«Большинство рабочих мест, созданных за последние пять лет, было предоставлено фирмами моложе пяти лет», — сказал Гаскин.

Несмотря на то, что зумеры ценят отпуска и личное время, исследование Microsoft показывает, что 81 % предпринимателей поколения Z работают в отпуске — по сравнению с 62 % владельцев бизнеса в целом. Еще из интересного: согласно данным Microsoft, юные предприниматели используют TikTok для своего бизнеса (48 %): для маркетинговых целей и для получения бизнес-советов.

© KIRAYONAK YULIYA / Shutterstock

Сегодня зумеры начинают свою карьеру, дают новые рабочие места, переосмысляют корпоративную работу и себя на рабочем месте. Компании любого размера и из любой отрасли должны принять это к сведению и попытаться понять, как они могут взаимодействовать с этими быстро развивающимися первопроходцами, разбирающимися в цифровых технологиях. Потому что уже завтра зумеры могут стать теми людьми, которые полностью формируют рынок труда и задают траекторию его развития.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Топ-10 вакансий в «Сириусе» в марте #работа #вакансии 28 февраля 2024 17:53