Мнемотехника: 5 универсальных методов запоминания

Мнемотехника — это набор приемов, которые помогают лучше запоминать любые объемы информации. Выбрали пять универсальных методов, способных сделать процесс обучения проще.

1. Дворец памяти

Метод локусов (или дворцов памяти) помогает запоминать все через знакомое пространство и визуализацию. Ученый и популярный автор книг о памяти Энтони Метивер говорит о нем так: «Вы запоминаете места в комнате, а затем возвращаетесь к ним, чтобы получить данные, которые туда поместили».

Как это использовать

  • Выбрать хорошо знакомое место. Например: дом, класс или офис.
  • Спланировать маршрут и выбрать конкретные места на нем. Например: входная дверь, ванная комната, кухня.
  • Решить, что нужно запомнить. Список дат, предметов, понятий, ответы на тест.
  • Каждой позиции присвоить образ и поместить его в свой дворец памяти. Можно представлять что-то странное, заставляя картинки лучше застревать в сознании.
  • Мысленно перемещаясь по комнате, доставать из памяти необходимое.

2. Мнемонические фразы

Мнемонические фразы помогают запоминать новые факты с помощью кодирования. Известный способ выучить цвета радуги через фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) — пример такой системы. Главная хитрость этого метода — научиться быстро создавать новые цепочки.

Как это использовать

Покажем на примере.

  1. Цель: запомнить несколько стран Карибского бассейна: Кубу, Ямайку, Гаити, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико.
  2. Выписать первые буквы слов: КЯГДП.
  3. Придумать предложение: наш вариант — Коле Ягоды Голубики Давали Попробовать.
  4. Выучить страны, опираясь на предложение.

3. Система мнемонических привязок

Система мнемонических привязок — это техника запоминания списков, придуманная американцем Генри Хендерсоном. Как она работает: к каждому названию числа (один, два, три и так далее) нужно придумать существительное в рифму.

Наш вариант рифм:

один — джин

два — дрова

три — фонари

четыре — гири

и так далее.

Это будут «колышки» нашей мнемонической системы. Обычно их нужно выучить один раз. Они помогут запомнить любой порядок объектов, если построить визуальный ряд. 

Как это использовать

Например, чтобы запомнить свой список покупок, можно связать каждый пункт с колышком. Возьмем 1) салат, 2) масло, 3) хлеб, 4) макароны. Представим по порядку, что происходит с продуктами из списка.

Один — Джин льется в салат.

Два — Дрова кладут на масло.

Три — На фонарях растет хлеб.

Четыре — Гири лежат в тарелке с макаронами.

Чем дальше от реальности будут визуальные образы, тем лучше удастся все запомнить.

4. Разделение на фрагменты

Разделение на фрагменты — это способ запомнить большие объемы информации, разбивая их на более мелкие. Например, учитель музыки сначала показывает ученикам всю песню. Затем он просит своих учеников практиковать по одному такту за раз. Как только удалось выучить первую часть и нейронные связи в мозгу построены, ученики переходят к следующему такту. После того, как все куски сыграны по отдельности, они объединяют их по одному до тех пор, пока не выучат весь кусок.

Как это использовать

  1. Цель: запомнить число Пи до десятого знака: 3,1415926535.
  2. Нужно разрезать число на более мелкие части: 3,14 — 159 — 265 — 35.

5. Перенос знаний

Перенос знаний — это способ узнать что-то в одной области и применить в другой. Авторы книги Thinking at Every Desk Дерек и Лаура Кабрера говорят об этом методе так: «Знание = Информация х Мышление. Если у ученика высокие навыки переноса, он может выучить одну вещь, а затем 10, 50 или 100 дополнительных».

Способы переноса:

  1. Вертикальная передача (или дальняя передача). Изучили что-то в начальной школе, использовали в следующем классе или позже в жизни.
  2. Горизонтальная передача (или ближняя передача). Познакомились с какой-то концепцией в истории (английском, химии) и применили ее в математике (русском языке, биологии).

Как это использовать

  • Получить новые знания. Допустим, человек научился играть в игру го, которая возникла в Древнем Китае. Он может использовать понимание игры, чтобы применить его в другом контексте.
  • Попробовать применить знания. Можно попробовать рассмотреть политическую стратегию Китая через игру го.
  • Укрепить связи. Игра го и политика Китая — два одновременно далеких и близких понятия. Цель вдумчивого запоминания: попробовать найти соответствия. Например, цель игры — отгородить своими фишками большую территорию, чем у противника, а однажды поставленные фишки нельзя передвинуть, только захватить.
  • Обдумать и зафиксировать новые связи. Стоит записывать свои идеи и те связи, которые получилось обнаружить. Это поможет лучше понять суть каждого явления.

Ключ к использованию всех техник из этой статьи — обдумывать все, что нужно сохранить в памяти. Механического запоминания для успешной учебы недостаточно.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как мозг определяет важные воспоминания, чтобы сохранить их надолго? #мозг #память 01 апреля 2024 14:32
2
Спинной мозг оказался умнее, чем предполагали ученые #память #спинной мозг 16 апреля 2024 12:28