Как смотреть немое кино

Для современного зрителя, избалованного динамичным экшеном и глубокими диалогами, может быть сложно смотреть немое кино, но оно просто требует особого подхода. В чем особенности немых фильмов и с чего можно начать с ними знакомство?

Что такое немой кинематограф

Это кино,  в котором не слышно ни речи актеров, ни других звуков происходящего на экране. Поэтому оно строится в основном на визуальных средствах выразительности: монтаже, мимике и жестах. Первые фильмы были немыми. При просмотре знаменитого «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер зрители не слышали ни грохота колес, ни свиста клубов пара. Самой картинки было достаточно, чтобы люди с непривычки в панике покидали зал.  

Поэтому киноязык целиком был сосредоточен на игре актеров, которым нужно было передать любую эмоцию с помощью выражения лица или движений тела. Из-за этого немые фильмы сегодня могут казаться слишком гротескными и наигранными. Интертитры — короткие вставки с диалогами или пояснением того, что происходит на экране — появились не сразу. 

Музыка поначалу была просто фоном и задавала общее настроение. На сеансах играл оркестр, но чаще тапёр, который мог до этого и вовсе не видеть картины — приходилось импровизировать. Вскоре, однако, она стала играть важную роль, передавая настроение персонажей. Вместе с пленкой в кинотеатры начали присылать нотные партии. Например, в знаменитой немецкой ленте «Носферату, симфония ужаса» 1922 года музыкальное сопровождение играет важную роль в создании нужной атмосферы страха.   

Несмотря на то, что первый звуковой фильм появился уже в 1900 года, вплоть до 1930-х доминировало немое кино. Режиссеры того времени выработали основные художественные приемы и определили основы кинематографа как искусства.   

С каких фильмов можно начать

«Паровоз Генерал». Реж. Бастер Китон. 1926 intermedia.ru

Универсальный жанр — это комедии. В немом кино комедии строятся на визуальном юморе: обман ожиданий, ритмичный монтаж, мизансцены. Такие приемы используются в кино до сих пор. Главными двигателями американской комедии 20-х были Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд.

  • Чарли Чаплин: «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Малыш»
  • Бастер Китон: «Паровоз Генерал», «Шерлок младший», «Пароходный Билл»
  • Гарольд Ллойд: «Наконец в безопасности!», «Первокурсник», «Застенчивый»

Что посмотреть, кроме комедий

Немецкий экспрессионизм — ведущее направление кинематографа в 1920–25 годах. Жанр возник под влиянием экспрессионизма в живописи после поражения в Первой мировой войне, когда немецкий кинематограф оказался изолирован. В немецком экспрессионизме большое внимание уделялось декорациям и гриму, а сами фильмы исследовали темы безумия и страха.

  • Роберт Вине «Кабинет доктора Калигари»
  • Фридрих Вильгельм Мурнау «Носферату, симфония ужаса»
  • Фриц Ланг «Метрополис»

В 20-е годы в советском государстве процветал киноавангард — экспериментальное направление в кино, вдохновленное авангардным театром. Новая государственность требовала нового киноязыка. После Октябрьской революции за кинопроизводство взялись молодые режиссеры, которые воспринимали любой госзаказ как творческий вызов, исследуя возможности пленки, камеры, монтажа и актерской игры. Кино молодого социалистического государство вызывало интерес во всем мире, и многие приемы, придуманные в тот период, используются в кино до сих пор.

  • Сергей Эйзенштейн «Броненосец „Потемкин“»
  • Дзига Вертов «Человек с киноаппаратом»
  • Александр Довженко «Земля»

Почему немое кино перестали снимать

Немой кинематограф воспринимался современниками как законченный жанр со своими правилами производства. Кроме того, фильмы без звука не требовали перевода (кроме интертитров), поэтому их было легко продавать по всему миру. Появление звука и успех фильма «Певец джаза» в 1927 году сломали эту систему.

В частности, об этой смене эпохи рассказывает фильм «Поющие под дождем» (1952). Одна из героинь, Лина Ламонт, ведет успешную карьеру актрисы немого кино, однако сталкивается с трудностями при переходе в звуковое: она обладает неприятным голосом и совсем не умеет петь. В итоге Лина теряет работу.

Несмотря на то, что многие деятели кинематографа противились распространению звука, со временем он все равно взял вверх. Немые же фильмы стали восприниматься как часть отжившей эпохи и уничтожались за ненадобностью — сегодня большая часть пленок той эпохи не сохранилась. Реформу кинематографа пережили тоже не все: кто-то из режиссеров и актеров смог адаптироваться к реалиям, а кто-то остался в жанре немых фильмов и оказался забыт. Например, сегодня имя Чарли Чаплина до сих пор на слуху, а имена Китона и Ллойда известны уже меньше.

Оцените статью
Поделись знанием