Что такое эффект присоединения к большинству

Эффект присоединения к большинству или «эффект соседа» вызван желанием чувствовать равенство с друзьями, коллегами и представителями других социальных групп. Ежедневно мы выбираем, чем позавтракать, что купить, где выпить кофе. В действительности эти решения чаще всего основаны на том, что выбирают окружающие люди или лидеры мнений.

Что такое «эффект соседа»

Термин, который ввел американский экономист Харви Лейбенстайн, в оригинале звучит как bandwagon effect (эффект платформы с музыкантами). Речь идет об искусственном возвышении, на котором артисты стояли во время фестивалей и парадов в США конца второй половины XIX века. В 1848 году известный комик Дэн Райсон пригласил политического лидера Закари Тейлора выступить на такой платформе во время предвыборной кампании. Политик выиграл выборы — он стал популярен благодаря публичной поддержке Райсона.

Итак, эффект присоединения к большинству — явление, при котором человек делает выбор на основе популярности товара или мнения. То, что вызывает симпатию у окружения или общества в целом, скорее всего понравится и отдельно взятой личности. «Эффект соседа» — одна из наиболее очевидных теорий того, как развиваются мода, интернет-тренды и мейнстрим-направления в разных сферах жизни.

Есть мнение, что часто причиной появления эффекта становится страх упущенных возможностей — FOMO (англ. Fear of missing out). Это чувство вызывает опасение, что чужая жизнь проходит интереснее и насыщеннее. Чтобы не выбирать из множества альтернатив и не брать на себя большую часть ответственности, человек склонен повторять за теми, за кем следит в реальной жизни или в социальных сетях.

На эффект присоединения к большинству значительное влияние оказывает интернет. На его просторах появляются и исчезают основные современные тренды. Человек, подверженный эффекту, может внедрить в свою жизнь практики, которое видит у инфлюенсеров: бег по утрам, правильное питание, медитации и другое.

Как исключить влияние «эффекта соседа»?

Мы живем в обществе, и ориентироваться на популярные практики — нормально. Основываясь на опыте своей социальной группы, человек делает выбор в пользу наиболее оптимального товара или решения. Если эффект присоединения к большинству не вредит физическому и психологическому здоровью личности, борьба с ним не имеет смысла.

Полное противопоставление общественным трендам называется «эффектом сноба». Если вы демонстративно носите старомодную одежду и не смотрите популярное кино, то рискуете стать жертвой этого социального феномена. Чтобы соблюдать гармонию и контролировать решения, стоит научиться мыслить критически: например, взвешивать за и против перед тем, как что-то купить или чем-то заняться. Кроме этого, помогает практика осознанного потребления. Иногда лучше купить одну нужную вещь, чем каждые выходные винить себя за импульсивный шопинг.

Оцените статью
Поделись знанием