Мерячение и смирительная рубашка: почему полярники теряют рассудок

Полярные экспедиции — это не только романтика белой безмолвной пустыни, но и самоотверженность исследователей, которым приходится работать в экстремальных условиях. И речь не только о невероятном холоде, но и о социальной изоляции, из-за которой некоторые буквально сходят с ума. Расскажем о том, как это происходит и какие эксперименты проводят, чтобы проверить возможности человеческой психики.

В начале прошлого века участники полярных экспедиций брали с собой смирительную рубашку на случай помешательства одного из товарищей. Действительно, суровые условия заполярья могут свести с ума самых закалённых и психологически устойчивых людей, даже тех, кто там родился и провёл всю жизнь. Джек Лондон в рассказе «Белое безмолвие» так описывал этот ледяной мир:  

«Нелегко оставаться наедине с горестными мыслями среди Белого Безмолвия. Безмолвие мрака милосердно, оно как бы защищает человека, согревая его неуловимым сочувствием, а прозрачно-чистое и холодное Белое Безмолвие, раскинувшееся под стальным небом, безжалостно».

Вот почему громкая новость о нападении одного из сотрудников южноафриканской антарктической станции Санаэ IV на своего руководителя хоть и наделала шума, но вполне укладывается в логику американского классика. Об инциденте поступает противоречивая информация, поэтому делать какие-то выводы мы пока не будем. По предварительным данным, мужчина внезапно повёл себя агрессивно, применил насилие и держит коллег в страхе. Что послужило поводом, неизвестно. Возможно, просто не выдержала психика. 

На момент постройки в 1997 году проект SANAE IV был революционным: конструкция расположена на сваях, что позволяет снегу продуваться под ними Фото: © Dr Ross Hofmeyr

С подобным сталкивались и первые покорители ледяного континента. В 1898 году исследовательское судно «Бельжика», на котором отправилась в Южный океан Бельгийская антарктическая экспедиция, оказалось сковано льдами во время полярной ночи. Многие члены команды впали в депрессию, и пока офицеры ещё держались, некоторые матросы начали проявлять признаки помешательства. По крайней мере один из них сошёл с ума и скрылся во тьме со словами «я возвращаюсь в Бельгию».  

«Длительная изоляция в небольшой группе может оказывать значительное влияние на психику человека. Это связано с ограничением социальных контактов, монотонностью среды, стрессом от замкнутого пространства и необходимостью постоянного взаимодействия с одними и теми же людьми», — объясняет младший научный сотрудник Психологической службы Университета «Сириус» Ксения Глазунова

В результате могут возникнуть тревожность, депрессия, раздражительность и апатия. Также снижается концентрация, ухудшается память, замедляется мышление. На это накладываются нарушения сна, усталость и снижение иммунитета. Всё это создаёт напряжённость в отношениях с окружающими, появляются агрессия и чувство одиночества.

Экспедиционное судно «Аврора», на котором австралийские полярники вернулись домой Фото: © Public Domain

В такой обстановке не выдержала психика радиста Синди Джеффриса, участника Австралийской антарктической экспедиции 1911–1914 годов. Это был опытный специалист, который первым настроил радиосвязь между Антарктидой и Австралией. На третий год пребывания в суровых условиях у него развилась паранойя: возникла навязчивая идея, будто товарищи по команде хотят его убить. 

Ситуация осложнялась тем, что из всей команды только Джеффрис знал азбуку Морзе. Но он слал в Австралию параноидальный бред. В итоге морзянку наскоро выучил лётчик Франк Бикертон и запросил помощь с Большой земли. По дороге домой на судне «Аврора» с Джеффрисом в одной каюте жил доктор Маклин, который за несколько месяцев наблюдений пришёл к выводу, что тот совершенно здоров. Однако после прибытия в порт радист пропал без вести. Вскоре его, истощённого и голодного, нашли где-то в сельской местности. Закончил свои дни Джеффрис в заведении для душевнобольных. 

Полярные станции — небольшие посёлки из нескольких строений, где живут и работают сменяемые специалисты: метеорологи, гидрологи, аэрологи, актинометристы, гляциологи, а также повара и другой персонал. Численность коллектива зависит от времени года и размеров станции. На Санаэ IV, к примеру, сейчас девять человек, но это зимовщики. Летом количество людей возрастает до сотни.  
Исключение — американская станция Мак-Мердо в Антарктиде. Там живут и работают 1 300 человек, включая механиков, сантехников, электриков, плотников, врачей, пожарных, авиаспециалистов, поваров, уборщиков и другой персонал.

Станцию Мак-Мердо называют «столицей Антарктики» Фото: © Colin Harnish / Shutterstock / FOTODOM

Полярное безумие

Схожая история приключилась на советской полярной станции на острове Врангеля. В 1929 году в экспедицию под началом исследователя Арефа Минеева попал повар по фамилии Петрик. Наступление полярной ночи подействовало на него угнетающе. Сначала появились «странноватые, бредовые идеи».  

«В его голове возникали какие-то теории, связанные с красной звездой, увиденной им на небе; эта звезда якобы наполнена кровью — значит, скоро будет война, и прочее <...> Бред больного концентрировался по очереди на всех зимовщиках. Он по временам чувствовал особенное озлобление и ненависть к тому или иному зимовщику», — вспоминал в книге «Пять лет на острове Врангеля» Ареф Минеев.

Оставлять Петрика в кругу здоровых людей было опасно: в бреду он мог на кого-то напасть. Повара отселили в баню, но тот всё равно часто буйствовал, и «население острова было по существу терроризировано больным». Тогда его на поруки взял легендарный полярник — впоследствии консультант фильма «Семеро смелых» Константин Званцев. Три года он «самоотверженно ухаживал за сошедшим с ума поваром Петриком и охотился на белых медведей, залезая с наганом в берлогу».

Повар Петрик не выдержал испытание полярной ночью Фото: © А. И. Минеев

«Много раз Петрик нападал на Званцева и в самой бане, и вне её. Он обливал его кипящим маслом, плевал на него, бросался с топором. Нужно было обладать чрезвычайно крепкими нервами, чтобы выдержать в условиях полярной зимовки такое длительное „единоборство“ с больным. Я временами опасался, как бы не „запсиховал“ и Званцев. Но этот крепкий, подвижный парень вышел из тяжёлого испытания с честью», — свидетельствовал Минеев. 

При этом с наступлением весны, когда над горизонтом начинало брезжить солнце, Петрику становилось значительно лучше. Трудности с адаптацией к изменению циклов дня и ночи могут быть одной из причин полярного безумия. В итоге ясным, погожим утром 6 сентября 1932 года полярники последний раз спеленали Петрика в смирительную рубаху и погрузили на самолёт, который унёс его на материк.

Самолёт советской дрейфующей станции «Северный полюс — 5» над Северным Ледовитым океаном в 1955 году Фото: © Егоров Василий / ТАСС

Зов Полярной звезды

Коренные народы Севера также подвержены припадкам безумия, которые связывают с тяжёлыми природными условиями. У бурятов, якутов и долгое время проживших в высоких широтах наблюдается так называемое меря́чение. По непонятным причинам люди начинают повторять слова и движения других или просто безумствовать, причём иногда коллективно. Например, солдаты воспроизводят речь и жесты командира. Известен случай, когда в 1792 году сын купца Рыбина, увидев полярное сияние, бросился за борт и плыл в его сторону до изнеможения. Сопровождавшие рассказали ошарашенному отцу, что это «зов Полярной звезды».

Подобное поведение наблюдается и у североамериканских индейцев, особенно часто во время полярных ночей. Люди впадают в истерику, начинают рвать на себе одежду, бить посуду, громить жилища, издавая при этом нечеловеческие крики и подражая голосам животных. Как правило, больные не помнят, что с ними происходило во время припадка. Инуиты называют это явление «пиблокто».

Космические эксперименты

В 1959 году партия в шахматы на советской арктической станции «Восток» закончилась смертоубийством — разгневанный полярник забил оппонента ледорубом. Такая байка гуляет по интернету. Якобы по этой причине в настольную игру даже запретили играть на орбите космонавтам. На самом деле, ноги у этой выдуманной истории растут из американской прессы, а в 1970 году экипаж «Союза-9» провёл первую в истории шахматную партию «Космос — Земля» с коллегами в ЦУПе.

Бортинженер Виталий Севастьянов открывает шахматную партию «Космос — Земля» Фото: Российский государственный архив научно-технической документации

Хотя условия на орбите сравнимы с полярными, пространства на МКС ещё меньше, чем на арктической или антарктической базе, не говоря уже о других неудобствах, которые круглосуточно испытывают космонавты. Поэтому психическому здоровью тех, кому предстоит долгая экспедиция, уделяют особое внимание. 

«Длительная изоляция требует не только физической, но и психологической подготовки. Успешное преодоление таких условий зависит от личностных качеств, социальной поддержки и тщательного отбора участников. Исследования показывают, что ключевыми факторами являются стрессоустойчивость, умение работать в команде и способность адаптироваться к меняющимся условиям», — говорит Ксения Глазунова.

Как обследуют психическое здоровье участников полярных экспедиций и космонавтов

  1. Психологические тесты
    • Оценка личностных характеристик (например, тест MMPI — Minnesota Multiphasic Personality Inventory).
    • Тесты на стрессоустойчивость и способность к адаптации.
    • Оценка когнитивных способностей (память, внимание, мышление).
  2. Интервью с психологами
    • Анализ мотивации, эмоциональной устойчивости, способности работать в команде.
  3. Ситуационные тесты
    • Моделирование экстремальных условий для оценки поведения в стрессовых ситуациях.
  4. Медицинские обследования
    • Исключение психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства или склонность к паническим атакам.
  5. Оценка социальной компетентности
    • Способность к коммуникации, разрешению конфликтов и поддержанию позитивной атмосферы в группе.
       

Советская космическая программа середины прошлого века имела далекоидущие планы — Сергей Королёв хотел отправить людей на Луну и Марс. Гениальному конструктору важно было понять, как поведут себя люди, пребывая в замкнутом пространстве длительное время. Проверить это был призван эксперимент «Год в земном звездолёте», который стартовал в ноябре 1967 года в Институте медико-биологических проблем. В нём участвовали биолог Андрей Божко, врач Герман Мановцев и инженер Борис Улыбышев. Их выбрали не случайно — у всех были разные характеры.

Испытуемых посели в крошечной комнате размером 12 м² с тремя откидными полками, столом и тесным санузлом. На гигиенические процедуры полагалось ведро воды раз в 10 суток, а питьевую воду получали путём перегонки мочи. К спартанским условиям мужчины были готовы, так что главным испытанием стало преодоление личной неприязни.

Через два месяца Божко и Улыбышев начали игнорировать приказы командира экипажа Мановцева, заставляя того нервничать. Волноваться ему пришлось и о судьбе находящейся на сносях супруги. Когда команда сумела преодолеть кризис, Королёв велел увеличить паёк Улыбышеву, выделив несколько дополнительных порций сливочного масла. Это стало настоящей проверкой, поскольку в какой-то момент едва не спровоцировало драку, что означало бы провал задания.

Когда и это не сработало, на десять дней в «каюте» подняли температуру воздуха до 30 градусов, а влажность — до 90 %, понизили уровень кислорода и лишили подопытных горячей пищи, отключив плитку. Но общая беда, напротив, только сплотила коллектив. Через 12 месяцев эксперимент признали успешным, он породил новое направление науки — космическую психологию. С тех пор космонавтов для экспедиций подбирают с учётом психологической совместимости.

За последние десятилетия прошла серия подобных опытов. Самый масштабный — «Марс-500» — провёл Роскосмос при поддержке Европейского космического агентства (ЕКА). На третьей стадии эксперимента с июня 2010-го по ноябрь 2011-го команда из шести человек провела в замкнутом пространстве 520 дней. Всё прошло без эксцессов, но организаторов критиковали за однополый состав участников — отбор прошли только мужчины. 

Трехмерная модель комплекса «Марс-500» с несколькими экспериментальными установками (ЭУ) Изображение: Дмитрий Фёдоров

Недочёт исправили в эксперименте SIRIUS-23, который завершился в декабре прошлого года. На этот раз в замкнутом пространстве 366 суток провели трое мужчин и три женщины. Подробный отчёт о результатах пока не готов, но можно констатировать, что и на этот раз никто из подопытных не тронулся рассудком. Отсюда вывод: решающую роль в успехе экспедиций, которые проходят в экстремальных условиях и сопряжены с изоляцией, играет тщательный отбор кандидатов.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Белоснежная чистота? Как полярники засоряют Антарктиду #Антарктида #загрязнение 18 сентября 2023 06:07
2
Как и почему мы чувствуем холод? #клетки #холод 16 марта 2024 06:40
3
Как устроены скафандры для открытого космоса #космос #скафандр 06 ноября 2024 13:50