Сейчас вылетит птичка: что такое авиаспоттинг и как им заниматься

Рёв авиационных двигателей, безоблачное небо и мощный телеобъектив — вот что нужно споттеру, чтобы хорошо провести день. Это хобби в среде фотографов стало полноценной субкультурой. О том, как в неё влиться новичку и нужна ли ему для этого дорогая камера, узнали у авиаспоттера со стажем Ирины Пономарёвой.
Авиаспоттинг — наблюдение за самолётами, их описание и, как правило, фотосъёмка. Обычно всё это происходит за пределами аэропорта — и тогда условно называется «подзаборингом», но иногда некоторых счастливчиков, обычно сотрудников СМИ и блогеров, пускают на территорию авиагавани.
— Ирина, зачем люди занимаются авиаспоттингом?

— Споттинг дарит незабываемые эмоции. Это и азарт от «охоты» за самолётами (особенно если удаётся поймать какой-то редкий или необычный для этой местности тип), и смесь восторга с восхищением от красоты момента, который удаётся уловить через объектив или увидеть своими глазами.
Если вы увлечётесь споттингом, ваша жизнь однозначно изменится. Лично я в каждое путешествие стараюсь включить «фотоохоту», обязательно планирую вылазки «под забор». А когда приезжаю в Сочи, всегда выбираю жильё в Сириусе, причём обязательно под глиссадой — там, где самолёты заходят на посадку или взлетают.
К тому же споттинг — отличный способ изучать авиацию. Наблюдая за самолётами, быстро понимаешь, как устроен мир авиации, какие процессы происходят в стенах аэропорта и на его перроне, что непредвиденного может случиться и, самое важное, с чем это может быть связано. Цели у авиаспоттеров могут быть разными: кто-то стремится пополнить свою коллекцию очередным бортовым номером лайнера или определённым типом воздушного судна, кто-то хочет «поймать» редкую модель, а кто-то — просто сделать красивые снимки.
— Что нужно для занятия авиаспоттингом?
— В первую очередь — желание снимать! Найдите единомышленников, которые интересуются авиацией, с ними учиться будет легче и быстрее. Читайте блоги споттеров и пилотов, а также заходите в авиационные сообщества. Смотрите комментарии под постами: там часто можно обнаружить полезную информацию.
Узнайте особенности аэропорта вашего города (наверное, он там есть, раз вы выбрали такое хобби). Например, в Сочи две взлётно-посадочные полосы. По моим наблюдениям, чаще всего самолёты приземляются на полосу 02/20, которая находится дальше от терминала, а поднимаются в воздух с полосы 06/24, которая ближе к зданию аэровокзала. Но бывают и сюрпризы, так как авиация очень зависима от метеоусловий.
Даже при изменении направления ветра курсы взлётно-посадочных операций могут быть скорректированы: полосы меняют местами или вовсе могут оставить в работе только одну. Важно быть в курсе этих изменений и знать, где ожидать самолёты. Советую установить приложение Flightradar24, которое позволяет в реальном времени отслеживать перемещение воздушных судов.
Сайты для споттеров, где можно публиковать фото:
— Как новичку попасть на официальный авиаспоттинг? Чем он принципиально отличается от «подзаборинга»?

— Каждый, кто получает доступ на перрон аэропорта, проходит тщательную проверку службами безопасности и другими структурами. Чтобы попасть на официальное мероприятие, нужно иметь опыт авиафотографии или блогерства. Пресс-служба аэропорта должна понимать, зачем вы хотите к ним попасть, так как тратит много ресурсов на получение допусков и взамен ожидает увидеть красивые кадры. Поэтому новичкам следует сосредоточиться на своём портфолио.
Споттеров могут пригласить на индивидуальную съёмку или на мероприятие вместе с журналистами. Я, например, побывала во многих пресс-турах, посвящённых запуску рейсов по новым направлениям. Это отличная возможность не только увидеть торжественную часть мероприятия и оказаться на перроне, но и слетать по новому маршруту. Часто фотографии, сделанные споттерами, публикуют в бортовых журналах, соцсетях и на сайтах авиакомпаний и аэропортов.
Официальные мероприятия позволяют увидеть самолёты вблизи, можно наблюдать за работой служб, готовящих воздушные суда к вылету, встретить членов экипажа. Такой споттинг радует разнообразием точек съёмки. За короткий промежуток времени можно снять посадку, руление, обслуживание и взлёт.
В «подзаборинге» набор ракурсов ограничен, а перемещение между точками занимает больше времени, но это не значит, что фотографировать скучно. Наоборот, именно под забором можно сделать потрясающие кадры, ведь там самолёт находится в своём лучшем состоянии — полёте.

— Нужна ли споттеру профессиональная камера или можно снимать на смартфон?
Всё зависит от авторского стиля и целей. В эпоху социальных сетей и развития мобильной фотографии порой достаточно просто хорошо владеть смартфоном, особенно если речь идёт о съёмке на перроне. Чтобы понять, какая аппаратура подходит именно вам, стоит опробовать её в деле и пообщаться с теми, кто уже пользуется чем-то подобным. Лучше всего взять камеру или объективы напрокат, чтобы оценить разные модели и выбрать ту, которая будет лучше всего справляться с вашими задачами.
Я начинала с базового зеркального фотоаппарата и объектива с фокусным расстоянием 28–135 мм. Для мероприятий брала в аренду длиннофокусную оптику, ведь самолёты обычно находятся на большом расстоянии. Затем приобрела объектив 70–200 мм, обновила свою камеру и купила объектив с диапазоном фокусных расстояний 150–600 мм.
Сейчас я предпочитаю снимать видео, поэтому чаще всего использую для съёмки телефон. Но иногда выбираюсь на фотоохоту на перроне, и мои основные объективы — это 70–200 2.8 и 16–35 2.8.
— В чём особенность авиаспоттерской съёмки и какие проблемы могут возникнуть?
Очень многое в споттинге зависит от удачи
— Допустим, жду самолёт, который должен вот-вот приземлиться, и всё вокруг кажется идеальным: мягкий свет, красивая текстура неба, точно выбранное место. Предвкушаю великолепный кадр. Но самолёт задерживается, солнце садится за горизонт, и волшебство исчезает, краски уже не те. Или другой пример: в самый важный момент съёмки на перроне перед тобой проезжает техника и перекрывает самолёт при лучшем ракурсе.
Конечно, погода тоже имеет большое значение. Нередко случается, что планы на поездку уже составлены, а в день прибытия погода хмурая или идёт дождь. В фотографии свет — ключевой фактор. Хорошо, когда при выборе места и времени съёмки удаётся учесть особенности освещения. Но вообще важно уметь работать в любых условиях.
— Как найти идеальную площадку для споттинга в своём городе?
— Самый простой способ — посмотреть на карте расположение взлётно-посадочной полосы и изучить местность вокруг неё в спутниковом режиме. Потом можно поехать туда лично. Ещё стоит поискать в социальных сетях местные группы любителей авиации или пообщаться с опытными людьми, которые наверняка поделятся полезной информацией.

— Какие города подходят для споттинга лучше всего?
— Сочи идеален для любителей наблюдать за самолётами. Здесь есть множество мест, где можно насладиться захватывающими видами: на пляже, у торцов взлётно-посадочных полос, с горы напротив аэропорта, на втором этаже терминала и так далее. Радует и разнообразие типов воздушных судов, которые можно увидеть. Вообще каждый аэропорт, где мне довелось побывать, оставил тёплые воспоминания.
Популярное место для авиаспоттинга в Сочи находится прямо у взлетно-посадочной полосы аэропорта (геометка)
Для споттинга лучше выбирать города с активной авиажизнью. Однако самыми интересными будут места, где можно увидеть разные типы авиатехники. Это не только привычные Вoeing 737 и Аirbus A320, но и широкофюзеляжные модели вроде Вoeing 777, Аirbus A330 и А350. А если встретится советская классика, то можно считать, что споттинг удался. Мне кажется, что наши самолёты обладают особой элегантностью.
Авиаспоттинг в Сириусе
На первой федеральной территории есть специальная смотровая площадка, с которой открывается вид на взлетающие и приземляющиеся самолёты. Она расположена на улице Голубой и находится прямо под глиссадой. Площадка оборудована световыми табло, на которых отображаются бортовой номер воздушного судна, аэропорты вылета и прилёта, а также время прибытия. Есть и комфортные скамейки, на которые можно даже прилечь, чтобы удобнее было наблюдать за лайнерами.

— А как вы увлеклись этим хобби?
— В декретном отпуске я решила стать фотографом и пошла в Краснодаре на курсы. С профессией как-то не сложилось, но мне очень нравилось смотреть на авиаснимки в социальных сетях. Я подписывалась на странички пилотов и других людей, «болеющих» небом, и так познакомилась с местным споттером Андреем Сигаевым. Он-то и открыл для меня мир авиации.
С Андреем я впервые попала на перрон краснодарского аэропорта, где он делал снимки. Он же рекомендовал мне рассказывать об авиации в соцсетях и делиться своими фотографиями. Я сомневалась в успехе этой затеи, но прислушалась. Поворотным моментом стал официальный споттинг во Внукове, куда я подала заявку, хотя была уверена, что её отклонят. На такие мероприятия в Москве попадают только опытные фотографы, и всё же меня пригласили. По пути в столичный аэропорт я заметила в электричке нескольких ребят, на которых была подписана в социальных сетях, и решила познакомиться. Это оказались опытные споттеры, которые в итоге оказали мне невероятную поддержку на мероприятии: рассказали, как оно будет проходить, где можно сделать интересные кадры, дали советы по съёмке и поделились своими удивительными историями. После официальной части мы переместились фотографировать «под забор», а затем меня проводили на обратный рейс в Краснодар. Я была так впечатлена этим тёплым приёмом, что именно тогда окончательно влюбилась в споттинг, авиацию и людей, с которыми мне посчастливилось встретиться!
— Как появился видеоблог об авиации?
— Я стала часто посещать официальные мероприятия, знакомилась с людьми из этой сферы и активно развивала социальные сети. В какой-то момент поняла, что авиация захватила мою жизнь и я больше не могу работать на «обычной» работе. Сначала думала стать стюардессой, даже прошла ВЛЭК, но потом увидела вакансию в пресс-службе краснодарского аэропорта. Это был идеальный вариант: самолёты были совсем рядом, а моё журналистское образование позволяло заниматься тем, что мне действительно нравилось.

Благодаря этой работе поняла, что авиафотографии мне уже недостаточно, и надо пробовать что-то новое. Хотелось не только демонстрировать красоту самолётов, но и делиться знаниями о том, как устроен удивительный мир авиации, чтобы людям было проще и спокойнее летать. Так появился канал «Авиаторша», который мы сначала вели вместе с лётчицей-спортсменкой, бывшей стюардессой Александрой Павловой. Сейчас я занимаюсь им сама, а ещё публикую видео и фотографии в своих социальных сетях и Дзене.