Как в российских школах учат по наработкам Сириуса

Почти за 10 лет работы в Сириусе накоплен такой опыт в сфере дополнительного образования, что пришло время транслировать его на учебные заведения по всей России. Сегодня учащиеся более 200 школ изучают предметы инженерного и естественно-научного направлений по углубленным программам, разработанным специалистами Фонда «Талант и успех». Расскажем, что об этом думают старшеклассники и их преподаватели, а еще как это поможет обеспечить приток профессионалов в региональную промышленность и экономику.

Проект «Школы — ассоциированные партнеры Сириуса» объединил более 200 учебных заведений в 44 российских регионах. Их профильным классам Фонд «Талант и успех» предоставил профессиональное методическое сопровождение по пяти предметам: биологии, информатике, математике, физике и химии. А также возможность участвовать в системе повышения квалификации учителей. Преподаватели и учащиеся получили доступ к материалам онлайн-школы Сириус.Курсы. 

«Нам предоставляют качественный методический материал, который уже собран, скомпонован, отфильтрован, продуман и подается с перспективой в будущее. Например, сейчас нет учебных пособий для углубленного изучения курса „Вероятность и статистика“, и раньше нам самим приходилось буквально из воздуха создавать „волшебное одеяло“, которым можно „прикрыться“. А Ресурсно-методический центр Фонда „Талант и успех“ заполнил этот пробел и подготовил концентрированную информацию для специализированных классов и школ», — говорит учительница математики из Воронежа Ирина Черникова.

Ирина Черникова имеет большой опыт работы в профильных классах, сейчас преподает математику по методикам разработанным в Сириусе Фото: © Алёна Енченко / Медиадом «Сириус»

Проект «Школы — ассоциированные партнеры Сириуса» реализуется Фондом «Талант и успех» с 2023/24 учебного года по поручению Президента России Владимира Путина. Главная задача — создание и методическая поддержка ведущих школ в регионах. Это позволит развивать местные таланты и поможет их самореализации и выбору профессии, чтобы в будущем перейти к новой системе подготовки квалифицированных кадров для субъектов РФ.

Пазл сложился 

В чем плюс нового подхода? Отвечая на этот вопрос, учитель ульяновского губернаторского лицея № 101 Тимур Артеков приводит пример из химии, которую преподает.

«В 10-м классе очень сложные темы по органической химии, и у школьников всегда возникают трудности — очень много математики и геометрии. Чтобы представлять пространственное строение молекул (как они устроены, как идут химические реакции), нужно объединить знания из нескольких областей. В этом смысле материалы, которые нам предоставляет Сириус, — большая помощь. Сириус.Курсы дают те же самые темы, что и учитель, но под другим углом, с другими иллюстрациями, на других примерах. Поэтому у подростка возникает широкий спектр — преподаватель, учебник и Сириус.Курсы», — объясняет он.

Тимур Артеков участник первой очной программы повышения квалификации для учителей «Школ — ассоциированных партнеров Сириуса» Фото: © Алёна Енченко / Медиадом «Сириус»

Формируется мозаика многообразия одного и того же предмета в единой картинке. Это очень классно!

О плюсах нового формата говорят и старшеклассники. Помимо углубленного изучения предметов, они отмечают оптимизацию процесса сдачи контрольных срезов и подготовки к итоговым экзаменам. 

«Большая часть заданий на Сириус.Курсах подобна школьным заданиям ЕГЭ — решая их, ты готовишься к экзамену. Выполнение практических работ и решение качественных задач позволяют расширить знания, появляется представление о том, для чего они нужны в реальной жизни», — отмечает одиннадцатиклассница из губернаторского многопрофильного лицея-интерната в Кемерове Арина Бокова. 

А директор этого учебного заведения Елена Мурышкина обращает внимание на то, что методические материалы Сириуса позволили снять с учителей часть рутинной нагрузки. Освободившееся время они могут посвятить индивидуальной работе с детьми и личностному росту.

«Если раньше педагог работал по учебнику и самостоятельно занимался как разработкой урока, так и подбором заданий, то теперь он готовится по методическим материалам Сириуса. С одной стороны, это экономит время, с  другой стороны, требует высокого уровня владения теоретическим материалом. Нагрузка на преподавателя снизилась и благодаря тому, что школьники выполняют домашние задания на платформе, где ответы проверяются автоматически», — отмечает она.

На программах повышения квалификации учителя получают знания от ведущих специалистов и авторов учебников, по которым занимаются с детьми Фото: © Алёна Енченко / Медиадом «Сириус»

Как попасть в проект? 

Претендовать на методическую поддержку Сириуса могут сильные школы с углубленной программой по предметам физико-математического или химико-биологического направлений. Их ученики должны показывать хорошие результаты на ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадах. Также важно, чтобы учебному заведению было куда расти и развиваться.

Школьные проекты 

Важная часть образовательной системы Сириуса — проектная работа. Она реализуется и в ассоциированных школах-партнерах — там сотрудничают с региональными вузами и крупными отраслевыми компаниями. С их помощью учащимся удается воплощать в жизнь интересные задумки.

«Я выполнял работу на тему, предложенную КБ приборостроения имени академика Шипунова. Мы создали 3D-модель зенитного ракетно-пушечного комплекса „Панцирь-С1“, которую можно использовать в образовательных целях. Я рад, что наш класс и школа участвуют в этом проекте, и надеюсь, что полученные углубленные знания позволят мне стать студентом Бауманки, а потом вернуться в качестве инженера в конструкторское бюро», — рассказывает одиннадцатиклассник из тульского лицея № 2 Федор Трошин.

Работая над проектами вместе с профессионалами из реального сектора экономики, школьники получают возможность понять, как устроено предприятие изнутри, какие задачи оно решает. Они ходят на экскурсии, встречаются со специалистами и задумываются о будущей профессии. Лучшие проекты проходят защиту и отбор, после чего отправляются на следующий этап. В этом году соответствующий конкурс впервые вышел на  региональный уровень. Возможно, в будущем он встанет в один ряд с такими масштабными проектами, как «Уроки настоящего», «Сириус.Лето» и «Большие вызовы».

Проект «Школы — ассоциированные партнеры Сириуса» стартовал в 2023 году, одним из его участников стала школа «Перспектива» (г. Новый Уренгой, ЯНАО) Фото: © из личного архива

Готовим смену

Углубленное обучение в ассоциированных школах-партнерах начинается с 7-го класса, но к нему нужно созреть. Помимо серьезной работы с учениками профильных классов, идет активная, но ненавязчивая подготовка ребят помладше. В этом году специалисты Ресурсно-методического центра Фонда «Талант и успех» разработали программы для внеурочных занятий и дополнительного образования. Познавательные уроки за рамками школьной программы помогают детям выбрать предмет, в который они углубятся. А уже определившиеся с профилем учащиеся 7–11-х классов пробуют применить теоретические знания на практике.

«Важны профориентационные работы в тесном взаимодействии с предприятием-партнером. Также есть вуз, с которым мы взаимодействуем. Идет и большая работа по допобразованию. Реализуя эту модель, мы надеемся, что больше ребят пойдут учиться на инженеров и потом вернутся на производство работать. Нашим выпускникам предоставляются целевые места», — объясняет заместитель директора лицея № 2 в Туле Виктор Овсянников.

Тематические недели 

В ассоциированных школах — партнерах Сириуса проходят тематические недели, посвященные приоритетным направлениям стратегии научно-технологического развития России. Это новый формат, пришедший на смену традиционным предметным неделям. Цель — ответить детям на вопрос: зачем изучать эти науки, да еще и углубленно? Вместе с преподавателями школьники участвуют в мастер-классах и квестах от экспертов Сириуса, слушают лекции представителей ведущих предприятий России.

Неделя искусственного интеллекта в курской гимназии № 44 Фото: © из личного архива

Повышение квалификации 

Специалисты Сириуса обеспечивают ассоциированным школам-партнерам комплексную методическую поддержку. С учителями регулярно проводят дистанционные занятия и семинары, им доступны программы повышения квалификации. В этом году свой профессиональный уровень смогли повысить преподаватели математики и химии. На федеральную территорию приехали 120 педагогов из 34 регионов страны. Профильные эксперты разбирали вместе с ними темы, по которым у учеников возникают наибольшие трудности. Такой очный формат сводит учителя не только со специалистами по его предмету, но и с преподавателями смежных дисциплин. Это важно, ведь зачастую для эффективного обучения школьнику нужно проходить некоторые темы смежных предметов — вроде математики и физики — в определенном порядке. 

Учителям важно лично обмениваться опытом и наработками, а также видеть своими глазами, как организовано обучение в Сириусе. Большая часть из них приезжают на федеральную территорию впервые, чтобы потом поделиться впечатлениями с детьми, рассказать им о возможностях Образовательного центра. Впрочем, преподавателям доступен и дистанционный формат обучения. 

Аналитика и развитие 

Выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка помогает система аналитики и мониторинга, которая встроена в проект «Школы — ассоциированные партнеры Сириуса». Она позволяет отслеживать успехи учащихся, основываясь на результатах диагностик и контрольных. Анализ этих данных помогает корректировать методические материалы. Регулярный мониторинг также покажет эффективность школ. Сейчас выстраивается дистанционная аналитическая система, в которой минимизировано внесение результатов в ручном режиме и налажен автоматический сбор данных. У проекта ассоциированных школ-партнеров большие перспективы. Он точно будет развиваться, но скорее не вширь, как первые два года, а вглубь. Цель — выстроить в каждой школе линейку профильных классов — с 7-го по 11-й, объясняет руководитель Ресурсно-методического центра Фонда «Талант и успех» Игорь Барышев.

Игорь Барышев Фото: © Алёна Енченко / Медиадом «Сириус»

«Мы стремимся к тому, чтобы в ближайшие годы эти школы начали менять региональную образовательную экосистему. В каждой будут углубленное изучение предметов и современные интегрированные программы основного и дополнительного образования. Учебные заведения будут активнее сотрудничать с партнерами, выстраивая проектную и исследовательскую работу школьников. Все это станет фундаментом для активного взаимодействия региональных компаний с будущими абитуриентами местных вузов и частью большой программы подготовки кадров для мощного развития регионов России».

Образовательные центры по модели «Сириуса» в России: как туда попасть

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Сириус. Курсы: онлайн-обучение, доступное всем #дополнительное образование #Сириус.Курсы 18 марта 2023 12:07
2
Учебный год 2024/25: изменения, нововведения, предметы #образование #школа #ЕГЭ 31 августа 2024 06:22
3
Повышение квалификации для педагогов в «Сириусе»: как это работает #курсы #педагоги 29 октября 2024 06:28