Фантине: о русском джазе, ремейках старых песен и плохой дикции
Джаз уже больше века развивается в нашей стране. Чем эта музыка так близка нашему слушателю, интересна ли она молодежи и как понять этот стиль, если в нем совсем не разбираешься? Расспросили обо всем джазовую певицу Фантине.
Фантине Притула поет в жанрах поп, соул и джаз. Широко известна стала благодаря шоу «Голос» на Первом канале (9-й сезон), где дошла до полуфинала. Уже десять лет солирует в Московском джазовом оркестре Игоря Бутмана.
— Фантине, как вы познакомились с джазом и стали певицей?
Это произошло в студенческие годы, когда я обучалась юриспруденции и бухгалтерскому учету. В подростковом возрасте слушала в основном попсу, а в институте появился молодой человек, который познакомил меня с джазом. Он сказал: «Говоришь, что так любишь музыку, но про настоящую ты ничего не знаешь». И я влюбилась в этот жанр: постоянно что-то слушала, пыталась имитировать чужой вокал. Но и представить не могла, что в будущем стану джазовой певицей.
На втором курсе института начала выступать, а когда учеба закончилась, поступила в музыкальную академию. Юриспруденция казалась мне далекой и неизвестной, ведь обучение только закончилось и опыта в этом деле не было. Хотя я пыталась пройти практику в разных компаниях, меня никуда не принимали. А вот с музыкой, наоборот, все сложилось — куда ни пойду, везде приглашают выступить.
Я не выбирала джаз, это он выбрал меня
Я не рассматривала джаз для развития карьеры, а делала упор на авторскую музыку. Но по стечению обстоятельств чаще выступаю именно в этом жанре, хотя могу работать и в других.
Кто такая Фантине?
У Фантине российско-доминиканское происхождение. Она родилась в Москве, но росла в Австралии, где и начала петь. Потом девушка отправилась продвигать свою музыкальную карьеру в США, жила в Майами и Нью Йорке. Работала с продюсером группы Gorillaz Джейсоном Коксом, музыкантом и продюсером Эмилио Эстефаном (обладатель 19 премий «Грэмми»), рэпером и продюсером Вайклефом Жаном, певицей Глорией Эстефан (обладательница пяти премий «Грэмми»), композитором и продюсером Дэйвом Стюартом (участник группы Eurythmics), певицей и продюсером Эрикой Баду. Со временем решила вернуться в Россию, где теперь живет и выступает. Певица регулярно приезжает в Сириус на Новогодний музыкальный фестиваль.
— Вы жили в нескольких странах. Сложно было каждый раз выстраивать музыкальную карьеру на новом месте?
Каждый переезд — это всегда старт с нуля, даже если ты был где-то популярен раньше. Я говорю про музыкальные связи, ведь в нашей индустрии мы не можем существовать в вакууме. Нужно постоянно взаимодействовать с музыкантами, промоутерами, продюсерами. В каждом новом городе приходилось выстраивать свое окружение, и самое лучшее для этого место — джем-сейшены. Конечно, круг знакомых складывался не быстро, но благодаря сарафанному радио удавалось находить будущих коллег и площадки для выступлений. Самое главное — доказать, что ты профессиональный артист. К счастью, в России мне удалось быстро собрать коллектив и найти свою нишу.
На самом деле, мировая музыкальная индустрия достаточно небольшая и закрытая. В разных странах у меня случались какие-то знакомства, сплетавшиеся в итоге в некую паутину, которая помогала найти работу и средства для реализации на новом месте.
Кстати, не забудьте подписаться на нас в Telegram! В канале мы поделились джазовым плейлистом Фантине, который ежедневно вдохновляет певицу на творчество.
— А можно ли сравнить российскую музыкальную индустрию с зарубежной?
То, что сегодня делают джазмены России и других стран, находится примерно на одном уровне. Несмотря на то что наш музыкальный мир сейчас существует отдельно от Запада, он продолжает развиваться. Культура джаза происходит из США, но есть же и ответвления: бразильское, латинское, кубинское направления. А у нас свое — российское. Естественно, некоторые произведения никогда не выйдут за рамки стран СНГ, ведь они непонятны иностранцам. Возможно, это связано с тем, что исполнить классический джаз может любой хороший вокалист, а петь на русском языке способен не каждый. Поэтому наши артисты редко становятся популярны за рубежом.
В 2022 году мы отмечали столетие российского джаза. За прошедший век была сформирована своя музыкальная традиция: джазовые мотивы можно услышать в советских фильмах и мультфильмах — это уже классические мелодии. Сегодня музыканты их переосмысливают, добавляют оригинальные аранжировки. Например, в рамках 25-летия Московского джазового оркестра у нас недавно прошел концертный тур, в котором мы играли и хиты времен СССР, и собственные интерпретации известных мелодий. А еще я со своим коллективом создала программу, которая на 80 % состоит из советских композиций 50–70-х годов: написали новые аранжировки к песням «Стоят девчонки», «Течет река Волга» и другим. После таких выступлений, люди подходят и говорят, что открыли для себя знакомые мелодии с новой стороны.
Когда появился джаз в России?
История джаза в России началась в 1922 году, когда в студенческом театре ГИТИСа состоялся первый джазовый концерт оркестра под управлением Валентина Парнаха. Музыка понравилась советскому слушателю и получила своих первых поклонников. Уже в 1926 году в СССР приглашают зарубежные джазовые ансамбли. В то же время появляются первые отечественные профессиональные коллективы: один — под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз») в Москве, другой — Леопольда Теплицкого в Ленинграде. Они играют зарубежные мелодии, сочинения композиторов-классиков. В 1930-е годы певец Леонид Утесов и трубач Яков Скоморовский создают оригинальное направление — теа-джаз (театральный джаз). Теперь музыканты ставят целые спектакли, а музыку для них пишет композитор и дирижер Исаак Дунаевский. Так рождается первая кинокомедия «Веселые ребята», где звучит советский джаз.
— Вы сказали о профессионализме, а что сегодня должен уметь хороший джазмен?
Говоря именно о вокалистах, мне кажется, что если есть красивый тембр голоса и нет проблем с интонацией и техническим исполнением, то одна из самых больших ошибок — неправильное произношение текста на иностранном языке. При исполнении традиционных произведений на английском языке очень явно слышен акцент. Вдобавок в ту эпоху существовала своя манера пения и произношения. Я, как носитель языка, подстраиваю свой стиль и дикцию под ту эпоху. То, как я пою джаз и поп-музыку, сильно отличается.
Сегодня многие не имеют хорошего произношения и не могут добиться аутентичного исполнения
Еще у музыкантов часто не получается донести до публики смысл текста, так как они сами не понимают, о чем поют. Не разобравшись в тексте, исполнитель предлагает фонетически красивое исполнение без правильной подачи. Если музыка исполняется, чтобы просто показать какие-то вокальные выкрутасы, то это будет интересно людям, понимающим нюансы джазового вокала и импровизации. Но для среднестатистического слушателя важны чувства и эмоции, а значит, в подаче должны быть динамика и реальные чувства.
Если же говорить о музыке с точки зрения бизнеса, то тут важны продвижение и маркетинг. Музыкант должен пробиваться на большие площадки, сотрудничать с другими артистами, искать свои фишки, и, наверное, самое главное — разбираться в продвижении в соцсетях. Это путь к главным международным сценам и массовой аудитории.
Фестивали, где играют джаз
- «Московский джазовый фестиваль»
- «Джазовые сезоны» в Москве
- «Международный Санкт-Петербургский джазовый фестиваль»
- Sochi Jazz Festival
- Sakhalin Jazz Festival
- Новогодний музыкальный фестиваль «Сириус»
— Что делать, если не понимаешь джаз, но хочешь в нем разобраться?
Можно начать с классики 40–50-х годов. Выбрать самых популярных, пусть и мейнстримных артистов: Фрэнка Синатру, Луи Армстронга, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей. Сама начинала именно с них.
Для меня это было огромным открытием — просто взрыв мозга!
Но еще удивительнее было то, что некоторые композиции я узнавала. Оказалось, что они часто звучат в рекламе, фильмах или в новых аранжировках современных артистов. Начинающему слушателю легко воспринимать такую музыку, потому что она мелодичная, а композиции относительно короткие — примерно две-три минуты.
Самое главное — начать слушать и постепенно привыкать к этому звуку, к солирующим инструменталистам, к импровизации в вокале. Можно создать для себя определенную атмосферу, когда джаз воспринимается легче. Например, готовить под музыку ужин. Кроме того, сегодня есть музыкальные платформы, которые подбирают музыку под ваши предпочтения. Достаточно одной понравившейся композиции, чтобы расширить поиск лишь нажатием одной кнопки и получить целые альбомы интересной музыки. Потом уже можно перейти к более сложной — послушать инструменталистов и другие направления.
— Современное поколение интересуется джазом?
Я наблюдаю высокий интерес среди молодых ребят: они подходят ко мне на концертах, интересуются музыкой, идут учиться в джазовые академии. Возможно, на это влияют семейное образование, распространение информации в СМИ, музыкальные фестивали. Сегодня направление развивается повсеместно, и люди все больше заинтересованы в джазе.
К джазу прививают любовь так же, как к классике и театру
При этом многие молодые люди не могут разобраться в собственных желаниях и найти свой путь. Мне было достаточно просто, потому что я рано поняла, что мне нравится, и в этом меня очень поддержала семья. Не у всех так. Я считаю, что нужно помогать молодым людям в этом решении: с раннего детства давать возможность пробовать играть на разных инструментах, прививать любовь к разным артистам и жанрам, и насыщать их культурно. Самое важное в этом «ранимом» возрасте — дать детям как можно больше возможностей для новых музыкальных открытий.
— Главный миф о джазе, который вы бы хотели развенчать…
Самый распространенный стереотип о джазе заключается в том, что это якобы трудная для восприятия музыка. На самом деле есть много разных направлений — как сложных, так и простых. Даже в одной песне легкие, незамысловатые фрагменты могут сочетаться с изощренной импровизацией. Но джаз не для особенных людей. Он изначально был клубной музыкой, звучавшей ради веселья. А корни джаза уходят в хлопковые поля, где люди пели о своей боли, чтобы хоть как-то облегчить свою участь. Сейчас этот жанр изменился, и мы уже не слушаем его в такой атмосфере. Он стал более формальным, его исполняют в концертных залах. И все-таки джаз во многом остался прежним, и в нем каждый может найти для себя что-то особенное.
Услышать Фантинe вживую можно на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус» 28 декабря. Она выступит вместе с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана. Биг-бенд исполнит новогодние хиты, классические стандарты и полюбившиеся публике авторские композиции маэстро. Концерт пройдет в Большом зале Университета «Сириус». Билеты можно приобрести на сайте.