Что такое синестезия и почему она меняет наше сознание?
«Видеть» музыку, «слышать» картины или различать цвет эмоций собеседника — на такое способны лишь уникальные люди. Расскажем, как это работает.
Подготовить этот материал нам помог младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Антон Рогачев.
Что такое синестезия
Синестезия — это неврологическое состояние, которое приводит к смешению чувственного восприятия. То есть стимул одного типа, например звук, цвет или вкус, может вызывать ощущения, принадлежащие другому. Иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, объединяются, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Человек может соотносить числа с определенными цветами, воспринимать музыку в виде линий или чувствовать вкус предмета, к которому даже не прикасается. Согласно исследованиям, синестезия наблюдается примерно у 1–4 % людей в приблизительно одинаковом соотношении как у мужчин, так и у женщин.
То, что мы можем воспринимать как фантазию, для синестетиков — реальность. Например, нидерландский художник Винсент ван Гог был синестетом и писал неординарные картины, которые так и не обрели известность при его жизни. Творец обладал острым эмоционально-образным восприятием цвета и придавал каждому оттенку особое мистическое значение. А также умело подмечал необычные явления природы, приписывал им определенные образы и отражал их на своих картинах.
Недавно ученые, специализирующиеся на морских науках и гидродинамике, проанализировали картину Ван Гога «Звездная ночь». Оказалось, что художнику с помощью длины и резкости мазков удалось точно передать сложный физический процесс — поведение турбулентных потоков. Картина соответствует нескольким физическим законам, которые описывают связь между скоростью потока и скоростью потери энергии из-за трения, а также другие явления в атмосфере. Это доказывает, что Ван Гог интуитивно понимал законы природы и, вероятно, чувствовал реальность иначе, чем обычные люди.
Как работает синестезия
Синестезия — результат работы нейронных связей в мозгу. Ученые считают, что у синестетиков более тесная взаимосвязь между разными сенсорными зонами. Существуют три основные теории зарождения синестезии, но общей (научно доказанной), которая дает универсальное представление о ней, пока нет — феномен продолжают исследовать и не спешат делать выводы. Как рассказывает специалист в области когнитивистики Антон Рогачев, пока наука не может объяснить, почему наш мозг соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого.
«Современные исследования показывают, что по непонятным причинам при восприятии информации из одной модальности (например, зрительной) активируются как области мозга, специализирующиеся на обработке этой модальности, так и те области, которые заняты обработкой информации из другой модальности (например, слуховой). Механизмы обработки информации от органов чувств развиваются таким образом, что они пересекаются и становятся связанными и влияющими друг на друга. Вероятно, синестезия проявляется в раннем возрасте, является врожденным навыком и отклонением от типичного развития восприятия окружающего мира. Поэтому синестетов в целом мало», — отмечает ученый.
Все мы синестеты?
Существует теория, согласно которой синестезия есть у всех, просто у многих она скрыта. Предложил ее ученый Дэвид Брэнг. Он уверен, что все мы рождаемся с синестетическим мировосприятием и в младенчестве ощущаем мир как бы единым чувством. Но по мере взросления взаимная активация зон мозга, отвечающих за разные ощущения, останавливается. И только нескольким процентам людей везет сохранить этот удивительный детский взгляд.
Этой теории предшествовал эксперимент 1929 года, проведенный психологом Вольфгангом Келером. Он выявил связь, которую человеческий разум устанавливает между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта. Своим испытуемым он предложил посмотреть на две фигуры (округлую и остроугольную) и выбрать, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Большинство назвали округлую фигуру «балубой». Это же исследование в 2001 году повторили Вилейанур Рамачандран и Эд Хаббард, поменяв лишь названия объектов («буба» — гладкая фигура, а «кики» — угловатая). Около 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. Гипотеза о том, что человек присваивает абстрактные значения фигурам и звукам одинаковым образом, подтвердилась.
Однако для обычных людей такая синестезия носит лишь остаточный эффект. Благодаря ей мы можем понимать такие выражения, как «холодный цвет», «яркое событие», «черный день». Ассоциации к ним рождаются у нас в силу привычки. Тогда как синестеты сопоставляют ощущения автоматически, не контролируя этот процесс.
Признаки синестезии
1. Синестезия способна иметь как единичные, так и множественные проявления, то есть распространяться на несколько групп или явлений. Таких синестетов называют «множественными» или «многоаспектными».
2. Существует синестезия «проецирующего типа», при которой человек действительно видит или чувствует дополнительные качества реальных предметов, и «ассоциирующего», при котором эти качества «всплывают» в форме непроизвольного знания, при этом физически — то есть в виде проекций — они никак не выражаются. Есть и промежуточные варианты восприятия.
3. Синестезия переживается непроизвольно, помимо воли синестета. Ее нельзя подавить или изменить.
4. Чаще всего синестезией обладают сколько себя помнят — с самого раннего детства.
5. Ассоциации синестетиков устойчивы и не меняются с возрастом.
6. В большинстве случаев синестезия является врожденной и может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству.
Виды синестезии
«Больше всего распространены графемно-цветовая синестезия и хроместезия (ее еще называют музыкально-цветовой или цветным слухом). В первом случае буквы или цифры ассоциируются с каким-либо цветом. Например, «А» может быть синего цвета, а «5» — красного. Возможно, это как-то связано с активным развитием восприятия в детстве, когда ребенок также учится читать и писать. По каким-то причинам эта информация интегрируется, что приводит к синестезии. Хроместезия проявляется в том, что определенные звуки или их сочетания (аккорды, тоны и другие) приводят к ощущению определенных цветов», — рассказывает Антон Рогачев.
Также часто встречается пространственно-временная синестезия, при которой синестет воспринимает время цветным или объемным, визуализирует дни недели, месяцы и годы растянутыми на плоскости линиями, фигурами, цветными пятнами. Еще один интересный тип синестезии — лексико-звуковая. Она заставляет работать вкусовые рецепторы человека при произнесении определенных слов. Например, «трава» может быть кислой, а «дом» — соленым.
Реже всего встречаются тактильные и слуховые формы феномена. Например, когда звучание определенных слов или музыкальных нот вызывает физические ощущения — легкие покалывания на коже. Или когда синестет способен почувствовать, например, боль, просто наблюдая за другим человеком, которому плохо, — это называется эмпатия прикосновений или синестезия зеркального прикосновения. Всего исследователи выделяют около 60 видов синестезии, но их может быть и больше.
Синестезия — отклонение или норма?
Как бы удивительна ни была синестезия, психическим отклонением или суперспособностью она не является. Она не включена в известные международные медицинские справочники и классификации, потому что не сказывается негативно на качестве жизни. Даже наоборот — дает свои преимущества. Благодаря своему необычному восприятию действительности, индивидуальной реакции головной мозг синестетика работает иначе.
Синестеты, которые участвовали в научных исследованиях, продемонстрировали некоторые когнитивные преимущества. Они обладали хорошей долговременной и кратковременной памятью, поскольку для них числа, телефонные номера, сложная терминология часто имеют уникальную ассоциацию в виде цвета или других признаков (в то же время она может сбивать синестетиков при счете, потому что некоторые цифры для них выглядят одинаково). Кроме того, они отлично разбираются в цвете и тонах, умеют различать похожие оттенки.
«Исследования показывают, что феномен обычно не мешает нормально жить, поэтому синестезию скорее можно рассматривать как особенность человека. Отклонение от обычного восприятия в то же время может помочь творческим людям расширить и сделать интереснее свои произведения. На данном этапе развития методов нейронаук аппаратные исследования вряд ли могут помочь достоверно отличить человека с синестезией и без нее», — отмечает Антон Рогачев.
Синестезия — не только психология
Синестезия привлекает внимание не только ученых, но и художников, музыкантов и писателей. Многие знаменитые творцы, такие как композитор Оливье Мессиан, поэтесса Марина Цветаева, художник Эдвард Мунк были синестетами. Французский поэт Артюр Рембо связывал гласные звуки с определенными цветами, композитор Александр Скрябин видел цвет нот, а художник-абстракционист Василий Кандинский слышал звучание красок. Их уникальное восприятие мира способствовало созданию незабываемых музыкальных и художественных произведений, из-за чего про особый дар начали ходить легенды.
Данный факт подтверждают результаты опроса: он показал, что каждый пятый из 192 синестетов — представитель творческой профессии и что большая часть из них занимаются творчеством в свободное время. Но только ли удивительная способность открывала им двери в мир искусства и дарила признание общества? Антон Рогачев считает, что делать такой вывод преждевременно, ведь сейчас нет достоверных и надежных исследований о связи синестезии с интеллектуальными или творческими способностями. Например, некоторые ученые предполагают, что мотивация к самовыражению у синестетов в большей степени может проявляться необычностью переживаний, но это не означает, что синестетические ассоциации становятся идеальной основой для всех видов творчества. Хотя действительно многие композиторы, ученые и другие неординарные люди обладают или обладали синестезией.