Свиные органы: зачем их пересаживают людям, если те все равно умирают

В этом году человеку впервые пересадили свиную почку. Причем экспериментальную имплантацию провели уже двум пациентам. Один прожил с чужеродным органом два месяца, другая — полтора. Расскажем, почему люди идут на риск и из-за чего врачи терпят неудачи.
Ежегодно во всем мире проводится около 135 тысяч операций по пересадке органов. Ежедневно 17 человек умирают, так и не дождавшись помощи. Только в США в списке на трансплантацию находятся более 120 тысяч человек, из них более 100 тысяч нуждаются в новой почке — такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения.
Неудивительно, что с такой статистикой первым пациентом, которому имплантировали свиную почку, оказался американец — 62-летний Ричард Слэйман. В 2018 году ему пересадили аналогичный человеческий орган, но спустя пять лет тот стал отказывать, из-за чего пришлось вернуться к диализу. Затем возникли осложнения, и врачи предложили пациенту рискнуть, согласившись на пересадку свиной почки. Для него это был единственный способ выжить.
Мужчина пошел на эксперимент, и в марте этого года в одной из бостонских больниц ему пересадили свиную почку. Животное было необычным — в его геном внесли 69 изменений, направленных на то, чтобы его орган не отторгался человеческим телом (а также для предотвращения заражения реципиента свиными вирусами). Хирурги заявляли, что трансплантат прослужит не меньше двух лет, но пациент умер через два месяца.
В России за последние 20 лет выполнено свыше 30 тысяч операций по трансплантации органов. В прошлом году их было чуть более 3 000 — это рекорд для страны. В большинстве пересаживают почки.
Закон РФ «О донорстве органов человека и их трансплантации» говорит о том, что любой взрослый человек может стать донором органов после своей смерти, если он не отказался от этого сам. Это называется презумпцией согласия. Если врачи констатируют смерть мозга, но сердце продолжает биться, они могут взять у человека органы для пересадки другим людям без разрешения. Но есть множество условий и ограничений на этот счет, которые зафиксированы в законе. Врачи обязаны действовать по протоколу.
На днях стало известно, что в Нью-Йорке умерла вторая пациентка, которой пересадили генно-модифицированную свиную почку. Лиза Пизано стала первой в мире, кому одновременно установили сердечный насос и трансплантат. Она не могла попасть в список кандидатов на трансплантацию человеческой почки из-за высокого уровня вредных антител в организме. Но даже если бы попала, на поиск подходящей почки уходят годы, которых у нее не было.
Экспериментальный генно-редактированный орган был создан в американской биотехнологической компании. Ученые использовали распространенную технологию редактирования генов CRISPR/Cas9. Они удалили ген, который отвечает за выработку альфа-гала. Он есть в организме свиней, но отсутствует у людей. Поэтому иммунная система человека распознает его как чужеродный.
Удаление альфа-гала помогает предотвратить реакцию антител и отторжение почки. Кроме того, исследователи пересадили тимус свиньи вместе с почкой. Так врачи хотели проконтролировать иммунный ответ и предотвратить отторжение органа. Но все эти меры не помогли — Лиза Пизано прожила всего 47 дней после операции, ей было 54 года.
Ранее состоялись две попытки пересадить человеку свиное сердце. Они были предприняты американскими врачами в 2022 и 2023 годах, и обе оказались неудачными — через несколько месяцев после операции пациенты умерли.

Чужое сердце: новая веха в пересадке органов животных человеку
ЧитатьО том, стоит ли останавливать эксперименты в области ксенотрансплантации, рассказал «С(Ж» руководитель Ресурсного центра доклинических исследований лабораторного комплекса Университета «Сириус» Богдан Крапивин.
«Попытки провести ксенотрансплантацию – не безумные игры ученых, а прямое следствие дефицита человеческого донорского материала. Как и любое поисковое исследование, ксенотрансплантация не обходится без ошибок на начальных этапах внедрения технологии. Такие попытки в любом случае не проводят без глубокого анализа на предмет соотношения риск/польза. В настоящее время ученые параллельно пытаются выращивать человеческие органы и ткани (например, из стволовых клеток), но до внедрения их в клиническую практику еще должно пройти время, в течение которого тоже накопятся трагические ошибки. Оглядываясь на опыт человечества, накопленный в медицинской науке, я считаю, что несколько летальных исходов после ксенотрансплантации – не повод останавливать поиски. Вспомним, например, сколько пациентов пожертвовали собой при попытках переливания крови или аллотрансплантации», – отметил он.