Как воспитывали русских дворян 200 лет назад

Считается, что золотой век русской литературы и поэзии пришелся на XIX столетие, когда движение декабристов — передовой части русского дворянства — вызвало сильный взлет общественной и философской мысли; отмена крепостного права дала свободу миллионам людей. Чувствовать общество, видеть его изъяны и ярко отражать их на бумаге, позволяли великолепное образование и строгое воспитание. Как выглядел быт русского столичного дворянства первой половины XIX века?

Дворянских детей воспитывали с установкой на достижение нравственного идеала. Например, юношей ориентировали на служение стране, а не на стяжание чинов, званий и денег. Негласным правилом в высшем обществе было стремление вырастить достойного человека, который не посрамит свой род и Отечество. К такому выводу приходит исследователь Алина Шокарева в книге «Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века».    

Такой подход принимался как признанная добродетель, хотя на практике дела, конечно, могли обстоять совсем иначе. При этом методы воспитания детей, несмотря на общие правила, в каждой семье могли сильно отличаться.

Так, племянник знаменитого поэта, литератор Павел Сумароков отмечал, что многие дворяне мало времени уделяли воспитанию потомков: «Мужья — в клубе, жены — в магазинах или в гостях, дети остаются с гувернерами, нянями; занимаются ими только мимоходом, когда свободны от карт и нарядов». В то же время, например, дневник декабриста Сергея Трубецкого свидетельствует, что он вникал во все мельчайшие подробности жизни своих детей с младенчества. Что примечательно, ведь обычно, отцы брались за воспитание уже подросших отпрысков.

«Дворянская семья», Федор Толстой, 1830-е годы Изображение: © Общественное достояние

Дворянские дети, как правило, росли в кругу семьи и редко виделись с другими сверстниками такие встречи происходили в основном на детских балах. Поэтому навыки жизни в социуме они получали, общаясь с родителями, братьями и сестрами, гувернерами, учителями и слугами. Именно так закладывались нормы поведения в обществе и представления о морали.

С младенчества за дворянскими детьми ухаживали кормилицы из крепостных, которые играли с ними, рассказывали сказки, пели колыбельные, следили за их поведением и учили богобоязненности. Широко известно теплое отношение Александра Пушкина к своей няне Арине Родионовне, которое поэт сохранил на всю жизнь. 

Подросшим детям нанимали «мадам» для обучения иностранному языку и хорошим манерам. Философ Александр Герцен вспоминал, что за ним ходили сразу две женщины: русская и немка. В возрасте примерно семи лет в дом приглашали учителей и гувернеров. Их задачей было выучить молодого дворянина наукам и светским манерам. При этом методы воспитания, как правило, предварительно и подробно обсуждали с родителями. 

От выбора этих людей зависело многое, и воспитанники были обязаны их уважать и оказывать всяческое почтение. Однако в любом случае в домашней иерархии и в глазах детей они были гораздо ниже родителей.

О положении супругов в семье

Патриархальные представления о внутрисемейных отношениях нашли отражение даже в российском законодательстве XIX века. Так, в статьях 108, 109, 110 Гражданских и межевых законов были прописаны следующие обязанности супругов по отношению друг к другу:

«108. Муж обязан любить свою жену, как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возмож­ности своей;

109. Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома;

110. Жена обязана преимущественным повиновением воле своего супруга, хотя притом и не освобождается от обязанностей в отношении к ее родителям»

Источник: «Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века»

«Портрет князя Павла Петровича Вяземского», Константин Маковский, 1880-е Изображение: © Общественное достояние

Так, например, князь Павел Вяземский отмечал, что многое воспринял от своего отца: «Дух критики воспитан был в нас отцом моим с детства». Уже в семь лет будущий литератор в своей тетради критиковал «Евгения Онегина», и это притом, что Пушкин был одним из его наставников.   

Конечно, методы воспитания разнились от семьи к семье: некоторые отцы проявляли себя настоящими деспотами, в других домах детей, наоборот, чрезмерно баловали. Однако в основном речь шла об умеренной по тем временам строгости. Так, граф Владимир Соллогуб, вспоминая детство, благодарил родителей за то, что, «не увлекаясь вредными для детей нежностями, они положили серьезную основу нашему воспитанию». 

«Нас водили здороваться и прощаться, благода­рить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить ты ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали <...> Я видел впоследствии другую систему, при которой дети считали себя владыками в доме, а в родителях своих видели не только товарищей, но чуть ли не подчиненных, иногда даже и слуг», сообщал в мемуарах граф. 

Таким образом, умение держать себя в обществе закладывалось в семье и зачастую именно эта наука играла важнейшую роль в жизни юношей и девушек. Плохо усвоивших ее молодых людей высший свет, как правило, быстро отвергал, хотя, конечно, отпрыскам богатых и влиятельных могли многое простить. Впрочем, с них и в семье, как правило, строже спрашивали, поскольку такие люди всегда на виду. А навлечь на себя неудовольствие государя — главного аристократа империи — означало проблемы для всего рода. 

Александр II c семьей (впереди внук — в будущем Николай II), неизвестный автор, 1873 год Фото: общественное достояние

В «Руководстве к педагогике, или науке воспитания» 1835 года сказано, что родителям следует быть согласными между собой в манере воспитания, чаще бывать с детьми, обходиться с ними сообразно возрасту, быть беспристрастными и уважать учителя, чтобы тот в глазах ребенка оставался авторитетом. Именно такой подход, как считалось, приносит ожидаемые плоды. 

Аристократ был обязан бегло разговаривать на иностранных языках, легко цитировать классических и современных авторов, хорошо танцевать, уметь непринужденно вести светскую беседу и соответствовать моде. Однако без правильного нравственного наполнения все эти благодетели оставались лишь красивой оберткой.   

«Видал я чудесных детей, которые на пятом году от роду рассказывали всю греческую и римскую историю, на шестом сочиняли арии, на седьмом разрешали уравнения второй степени. Потом встречал я их в свете — чудесными дураками <...> Главное в воспитании есть образование ума и сердца, а не наполнение памяти. Научите юношу правильно мыслить и судить, внушите ему любовь к занятиям, любовь к наукам, к истине, к изящному, и если он одарен от природы понятливостью и памятью — ему довольно этого воспитания», — отмечал в своих воспоминаниях литератор и педагог Николай Греч.

Алексей Тютчев (дальний родственник Федора Ивановича Тютчева) с семьей, 1860-е годы Фото: © из архива МАММ / МДФ, фонд Рыбчинского и Гладкова

Домашнее образование прекращалось, когда юношу отдавали в пансион, училище и кадетский корпус. Девушки же оставались дома ждать замужества. Система отношений в дворянских семьях была довольно строгой, но именно в той атмосфере росли достойные и талантливые люди, которые навсегда вошли в историю нашей страны. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Ко Дню писателя: 5 авторов, которые расскажут о науке интересно #книги #популяризаторы науки 03 марта 2023 07:28
2
Синдром книжного червя: почему не стоит злоупотреблять чтением #книги #философия 28 апреля 2023 16:48
3
Теория сознания и культура животных: лучший научпоп 2023 года #наука #книги 18 декабря 2023 06:21