В российских недрах впервые нашли ауроселенид — что это такое?

Ауроселенид — это соединение золота и селена, которое удавалось создать лишь искусственно. В природе его пытались разыскать геологи всего мира, но до недавнего времени безуспешно. Дело в том, что драгоценный металл редко вступает в реакцию с другими химическими элементами, и чтобы это произошло естественным образом, нужны особые условия. К тому же результат выходит весьма невзрачным.

Открытие сделали на Камчатке, на месторождении Малетойваям. Оно интересно тем, что руда залегает очень близко к поверхности — примерно на километровой глубине. Незадолго до этого там нашли другие ранее неизвестные минералы с содержанием золота.

Золото не вступает в реакцию с большинством элементов. Существует порядка 40 кристаллических соединений этого драгоценного металла с другими веществами. Обычно на золоторудных месторождениях преобладают сплавы с серебром, но в Малетойваяме разнообразие оказалось значительно шире.

Чтобы обнаружить новый минерал, исследователи из Института геологии и минералогии Сибирского отделения (ИГМ СО) РАН вместе с коллегами из Италии и Чехии сначала измельчили 20 кг образцов, пропустили их через сито и промыли в воде, как делают это на золотых приисках в реках. После всех манипуляций ученые увидели под микроскопом невыразительный серый минерал, похожий на грифель карандаша. Ни его, ни трех других обнаруженных соединений не было в международной минералогической базе. Чтобы их зарегистрировать, ученым пришлось вырастить синтетические аналоги веществ и доказать их идентичность с природными.

Зерна концентрата с малетойваямитом Изображение: © СО РАН

Первым официальное название получил малетойваямит — в честь месторождения. В его составе много селена. Потом утвердили толстыхит, где содержится больше серы. Его назвали по фамилии доктора геолого-минералогических наук Надежды Толстых — ведущего научного сотрудника ИГМ СО РАН. Дальнейшие исследования позволили выявить еще два минерала — гачингит и как раз ауроселенид.

Как объясняют эксперты, эти минералы в поверхностных слоях образуются из растворов, которые проникают туда по трещинам из магматического очага. Эти растворы бывают кислыми, щелочными, нейтральными и содержат золото, селен, олово, свинец и другие элементы. При подъеме смеси вскипают, и из них откладываются частички золота и серебра. Как правило, они образуются в кварцевых жилах.

Новые минералы образовались в очень кислых растворах. Важную роль при этом сыграл кислород, благодаря которому прошел процесс окисления. В результате таких открытий ученые начинают лучше понимать, как формируются и эволюционируют рудные системы. Сейчас исследователи изучают другие месторождения Камчатки.

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал или группу «ВКонтакте», чтобы ничего не пропустить!

На российские свалки попадает до 500 кг золота в год #экология #отходы 18 октября 2022 17:55