Директор Президентского лицея «Сириус»: кто он и чем занимается?

Новый руководитель Президентского лицея «Сириус» Павел Терехов большую часть жизни провел в школе — прошел путь от ученика до руководителя учебного заведения, а в прошлом году его признали в России Директором года. В интервью «Сириус.Журналу» опытный педагог-управленец рассказал о том, из чего состоит быт школы, что строят на первой федеральной территории и что самое главное в его работе.

Павел Терехов Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Павел Терехов почти 20 лет проработал учителем математики в столичных учебных заведениях. В 2017 году впервые стал директором школы, а спустя пять лет выиграл всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России 2022». Сегодня он не только возглавляет Президентский лицей «Сириус», но еще является советником министра просвещения России Сергея Кравцова. Имеет награду «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».

 

— У вас внушительный послужной список. Как вы пришли в итоге к позиции директора школы? 

— Я пришел работать в школу почти сразу после того, как ее окончил. Отучился два курса в педагогическом институте в Москве и на третьем в 19 лет вернулся в свою же школу учителем математики. Совмещал с учебой, теоретические знания воплощал на практике. 

Когда был преподавателем, я старался правильно выстраивать общение с учениками, и это позволяло им добиваться успехов — у меня было несколько стобалльников по математике на ЕГЭ, победители и призеры олимпиад различных уровней. Именно тогда ко мне пришло, а потом и укрепилось понимание: ребятам важно чувствовать, что с ними общаются на равных, к их мнению прислушиваются.

Мы строим школу не для детей, а вместе с детьми: субъектность ребенка должна быть подчеркнута

Когда я закончил работать учителем математики, мне было 38 лет. Можно сказать, что это связано с выгоранием. Я просто почувствовал, что идти на урок уже не так драйвово, как раньше.

Я попросил у руководителя попробовать что-то новое. Меня сделали председателем приемной комиссии, потом поработал заместителем директора школы, затем в департаменте образования Москвы. Шесть лет назад я был назначен руководителем одной из городских школ, а в 2021 году возглавил одну из лучших школ столицы — «Покровский квартал». 

С командой нашей школы мы пошли на всероссийский конкурс, чтобы показать коллегам интересные управленческие практики, которые можно тиражировать и применять по всей стране. После состоялась встреча с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Там были победители конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Директор года». Все высказывали свои предложения, как улучшить школу. Мы показали управленческую практику: как учителю стать лидером, руководителем. Идея была поддержана. В конце той встречи нам сообщили, что мы становимся советниками министра. Это было отдельно приятно.

— Почему вы пришли в «Сириус»? Какие профессиональные цели перед собой здесь ставите?

— Одна из них — строительство нового здания школы. Это грандиозный проект. Сейчас заканчивается стадия проектирования, а следующей весной строительная техника должна заехать на стройплощадку. Комплекс будет очень большим: 2500 мест в школе и 320 в детском саду. Здание Президентского лицея «Сириус», в котором мы сейчас находимся, напомню, спроектировано на 1100 человек. То есть мы вырастем более чем в два раза!

Владимиру Путину показали новый жилой корпус Лицея «Сириус» и проект школы будущего

Читать

Еще для меня крайне важно, чтобы Лицей постоянно держал высокую планку. Если Образовательный центр «Сириус» берет одаренного ученика и помогает ему стать еще лучше, то Лицей должен изначально выявлять этот талант и с помощью индивидуальной образовательной траектории его раскрывать. 

В любой массовой школе, чтобы она была престижной и на слуху, необходимы «селективные пятна» — это наши профильные классы, в которые идет отбор. 

Туда действительно попадают ребята, показавшие серьезные результаты в определенных областях

Игра «Что? Где? Когда?» в Лицее «Сириус» Фото: Алена Енченко / Пресс-служба «Сириуса»

Но их взращивание — это одна задача, а хорошая массовая школа для всех — другая. Мы хотим, чтобы все это гармонично сочеталось. Важна правильная связка основного и дополнительного образования. 

В «Сириусе» работает школа полного дня, где созданы все условия для того, чтобы ученики после занятий были правильным образом заняты. Я хотел бы добиться того, чтобы учителя, постепенно раскрывая таланты и склонности ребенка, подсказывали ему, его родителям, каким дополнительным образованием гармонизировать обучение. Такого механизма сейчас нет, и мне кажется, что его не так уж сложно сделать.

— Формат полного дня пребывания в Лицее — это больше для детей или родителей? 

— Изначально, конечно, для удобства родителей, но и ребятам очень нравится. Например, при таком формате важно питание, а у нас действительно вкусно. Весь быт должен соответствовать высокому уровню Президентского лицея. Расскажу свой секрет: когда я первый раз пришел в Лицей, то сразу же заглянул в туалет и порадовался его идеальной чистоте.

По таким помещениям, как туалет, сразу видишь, как школа относится к ребенку

Если у управленцев нет мотивации создавать условия, можно в такую школу не ходить. Ведь наладить быт гораздо проще, чем организовать крутой образовательный процесс — найти хороших учителей, подружить их между собой.

Я ввел такую практику: каждую неделю по средам мы с управленческой командой встречаемся с родителями учеников. Во-первых, они видят, что мы открыты для общения. Во-вторых, могут задавать вопросы, а мы понимаем, что их волнует. И вся управленческая команда понимает, чем живет Лицей и что волнует наши семьи. И образуются горизонтальные связи между нашим сотрудниками, которые должны стать основой управления, потому что если все решать через директора, у него не хватит ни времени, ни желания. 

Директор должен быть как дирижер оркестра, сосредоточен на решении стратегических задач

— Если бы вы стали директором школы, в которой учились сами, что бы изменили?

— Я на месте директора моей школы и моего первого работодателя больше взаимодействовал бы с детьми. Нашу первую встречу с лицейским советом «Сириуса» мы назвали «Пицца с директором». Такого совершенно точно не хватало в мои юные годы. Нам приходилось довольствоваться общением друг с другом и классным руководителем — Анной Алексеевной Волковой. Кстати, именно она во многом «виновата» в том, что я выбрал педагогическую стезю. Видите, как школа формирует нас!

— Как вы относитесь к гаджетам и их применению в образовании?

— Сложнейший вопрос. Если это предмет, на котором предполагается использование гаджетов или интерактивный урок с переходом по QR-коду, где можно оперативно посмотреть информацию, пройти тест или игровую практику, я не вижу в этом ничего плохого. Если же гаджет создает проблемы и учителю, и самому ученику, это неправильно.

У меня нет сформировавшегося ответа на вопрос, надо ли сдавать в школе телефоны. Во многом от учителя зависит, насколько на уроке дети выполняют ту задачу, которую он им поставил. У настоящих мастеров телефоны если и будут использоваться, то только в практическом русле.

А если на уроке скучно, я сам первым полезу в телефон

— Расскажите, чем вы занимаетесь, когда покидаете школу? 

— У меня два основных хобби. С первым — баскетболом — связана большая часть жизни. Я активно играл в школе, в студенческие годы. Потом стал арбитром — у меня всероссийская категория по судейству. В свое время совмещал это с работой учителем и всю страну объездил, обслуживая соревнования. Это был очень интересный период моей жизни, но с ним пришлось расстаться: когда я перешел на управленческую работу, времени физически не хватало. 

Второе хобби — туризм. Причем это не альпинизм, где куда-то надо лезть. Я просто люблю гулять, это называется трекинг — походы без применения специального оборудования. Когда переезжали в «Сириус», мы с женой обсуждали, что будем ходить по горам. Правда, пока еще ни разу не смогли — 24 часов в сутках не хватает. 

Еще в туризме есть огромный педагогический потенциал. Ведь можно брать с собой детей. Когда я был учителем, много ходил с учениками по маршрутам. Позже участвовал в проекте «Директор в поход», который придумал полярный путешественник Матвей Шпаро. Мы с десятью учениками тогда пошли в Краснодарский край. Мой путь к пониманию того, что школьное самоуправление крайне важно, лежал через эту инициативу. До этого я думал: главная работа директора — опрессовывать батареи, чтобы крыша не текла и была вычищена от снега. А на этом проекте понял, что в первую очередь важно общение с детьми, а уж хозяйственные вопросы решатся в любом случае. Уверен, что в «Сириусе» у нас получится всем собраться и расти под одной крышей!

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Самый юный победитель «Созвездия» о том, как изменилась его жизнь после конкурса #Сириус #музыка #Созвездие 06 апреля 2024 12:10
2
«Созвездие» номер шесть: кто попал в финал в «Сириусе» #Сириус #Созвездие 07 апреля 2024 06:09
3
Тренировка за рабочим столом — это эффективно, показал эксперимент #школа #сидячая работа #офис 16 апреля 2024 06:47