Директор Президентского лицея «Сириус»: кто он и чем занимается?

Новый руководитель Президентского лицея «Сириус» Павел Терехов большую часть жизни провел в школе — прошел путь от ученика до руководителя учебного заведения, а в прошлом году его признали в России Директором года. В интервью «Сириус.Журналу» опытный педагог-управленец рассказал о том, из чего состоит быт школы, что строят на первой федеральной территории и что самое главное в его работе.
Павел Терехов почти 20 лет проработал учителем математики в столичных учебных заведениях. В 2017 году впервые стал директором школы, а спустя пять лет выиграл всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России — 2022». Сегодня он не только возглавляет Президентский лицей «Сириус», но еще является советником министра просвещения России Сергея Кравцова. Имеет награду «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».
— У вас внушительный послужной список. Как вы пришли в итоге к позиции директора школы?
— Я пришел работать в школу почти сразу после того, как ее окончил. Отучился два курса в педагогическом институте в Москве и на третьем в 19 лет вернулся в свою же школу учителем математики. Совмещал с учебой, теоретические знания воплощал на практике.
Когда был преподавателем, я старался правильно выстраивать общение с учениками, и это позволяло им добиваться успехов — у меня было несколько стобалльников по математике на ЕГЭ, победители и призеры олимпиад различных уровней. Именно тогда ко мне пришло, а потом и укрепилось понимание: ребятам важно чувствовать, что с ними общаются на равных, к их мнению прислушиваются.
Мы строим школу не для детей, а вместе с детьми: субъектность ребенка должна быть подчеркнута
Когда я закончил работать учителем математики, мне было 38 лет. Можно сказать, что это связано с выгоранием. Я просто почувствовал, что идти на урок уже не так драйвово, как раньше.
Я попросил у руководителя попробовать что-то новое. Меня сделали председателем приемной комиссии, потом поработал заместителем директора школы, затем в департаменте образования Москвы. Шесть лет назад я был назначен руководителем одной из городских школ, а в 2021 году возглавил одну из лучших школ столицы — «Покровский квартал».
С командой нашей школы мы пошли на всероссийский конкурс, чтобы показать коллегам интересные управленческие практики, которые можно тиражировать и применять по всей стране. После состоялась встреча с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Там были победители конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Директор года». Все высказывали свои предложения, как улучшить школу. Мы показали управленческую практику: как учителю стать лидером, руководителем. Идея была поддержана. В конце той встречи нам сообщили, что мы становимся советниками министра. Это было отдельно приятно.
— Почему вы пришли в «Сириус»? Какие профессиональные цели перед собой здесь ставите?
— Одна из них — строительство нового здания школы. Это грандиозный проект. Сейчас заканчивается стадия проектирования, а следующей весной строительная техника должна заехать на стройплощадку. Комплекс будет очень большим: 2500 мест в школе и 320 в детском саду. Здание Президентского лицея «Сириус», в котором мы сейчас находимся, напомню, спроектировано на 1100 человек. То есть мы вырастем более чем в два раза!

Владимиру Путину показали новый жилой корпус Лицея «Сириус» и проект школы будущего
ЧитатьЕще для меня крайне важно, чтобы Лицей постоянно держал высокую планку. Если Образовательный центр «Сириус» берет одаренного ученика и помогает ему стать еще лучше, то Лицей должен изначально выявлять этот талант и с помощью индивидуальной образовательной траектории его раскрывать.
В любой массовой школе, чтобы она была престижной и на слуху, необходимы «селективные пятна» — это наши профильные классы, в которые идет отбор.
Туда действительно попадают ребята, показавшие серьезные результаты в определенных областях
Но их взращивание — это одна задача, а хорошая массовая школа для всех — другая. Мы хотим, чтобы все это гармонично сочеталось. Важна правильная связка основного и дополнительного образования.
В «Сириусе» работает школа полного дня, где созданы все условия для того, чтобы ученики после занятий были правильным образом заняты. Я хотел бы добиться того, чтобы учителя, постепенно раскрывая таланты и склонности ребенка, подсказывали ему, его родителям, каким дополнительным образованием гармонизировать обучение. Такого механизма сейчас нет, и мне кажется, что его не так уж сложно сделать.
— Формат полного дня пребывания в Лицее — это больше для детей или родителей?
— Изначально, конечно, для удобства родителей, но и ребятам очень нравится. Например, при таком формате важно питание, а у нас действительно вкусно. Весь быт должен соответствовать высокому уровню Президентского лицея. Расскажу свой секрет: когда я первый раз пришел в Лицей, то сразу же заглянул в туалет и порадовался его идеальной чистоте.
По таким помещениям, как туалет, сразу видишь, как школа относится к ребенку
Если у управленцев нет мотивации создавать условия, можно в такую школу не ходить. Ведь наладить быт гораздо проще, чем организовать крутой образовательный процесс — найти хороших учителей, подружить их между собой.
Я ввел такую практику: каждую неделю по средам мы с управленческой командой встречаемся с родителями учеников. Во-первых, они видят, что мы открыты для общения. Во-вторых, могут задавать вопросы, а мы понимаем, что их волнует. И вся управленческая команда понимает, чем живет Лицей и что волнует наши семьи. И образуются горизонтальные связи между нашим сотрудниками, которые должны стать основой управления, потому что если все решать через директора, у него не хватит ни времени, ни желания.
Директор должен быть как дирижер оркестра, сосредоточен на решении стратегических задач
— Если бы вы стали директором школы, в которой учились сами, что бы изменили?
— Я на месте директора моей школы и моего первого работодателя больше взаимодействовал бы с детьми. Нашу первую встречу с лицейским советом «Сириуса» мы назвали «Пицца с директором». Такого совершенно точно не хватало в мои юные годы. Нам приходилось довольствоваться общением друг с другом и классным руководителем — Анной Алексеевной Волковой. Кстати, именно она во многом «виновата» в том, что я выбрал педагогическую стезю. Видите, как школа формирует нас!
— Как вы относитесь к гаджетам и их применению в образовании?
— Сложнейший вопрос. Если это предмет, на котором предполагается использование гаджетов или интерактивный урок с переходом по QR-коду, где можно оперативно посмотреть информацию, пройти тест или игровую практику, я не вижу в этом ничего плохого. Если же гаджет создает проблемы и учителю, и самому ученику, это неправильно.
У меня нет сформировавшегося ответа на вопрос, надо ли сдавать в школе телефоны. Во многом от учителя зависит, насколько на уроке дети выполняют ту задачу, которую он им поставил. У настоящих мастеров телефоны если и будут использоваться, то только в практическом русле.
А если на уроке скучно, я сам первым полезу в телефон
— Расскажите, чем вы занимаетесь, когда покидаете школу?
— У меня два основных хобби. С первым — баскетболом — связана большая часть жизни. Я активно играл в школе, в студенческие годы. Потом стал арбитром — у меня всероссийская категория по судейству. В свое время совмещал это с работой учителем и всю страну объездил, обслуживая соревнования. Это был очень интересный период моей жизни, но с ним пришлось расстаться: когда я перешел на управленческую работу, времени физически не хватало.
Второе хобби — туризм. Причем это не альпинизм, где куда-то надо лезть. Я просто люблю гулять, это называется трекинг — походы без применения специального оборудования. Когда переезжали в «Сириус», мы с женой обсуждали, что будем ходить по горам. Правда, пока еще ни разу не смогли — 24 часов в сутках не хватает.
Еще в туризме есть огромный педагогический потенциал. Ведь можно брать с собой детей. Когда я был учителем, много ходил с учениками по маршрутам. Позже участвовал в проекте «Директор в поход», который придумал полярный путешественник Матвей Шпаро. Мы с десятью учениками тогда пошли в Краснодарский край. Мой путь к пониманию того, что школьное самоуправление крайне важно, лежал через эту инициативу. До этого я думал: главная работа директора — опрессовывать батареи, чтобы крыша не текла и была вычищена от снега. А на этом проекте понял, что в первую очередь важно общение с детьми, а уж хозяйственные вопросы решатся в любом случае. Уверен, что в «Сириусе» у нас получится всем собраться и расти под одной крышей!