Медвежья услуга: косолапые могут научить нас справляться с тромбозом

Сердечно-сосудистые заболевания — главная причина гибели людей по всему миру. Одна из основных проблем — это малоподвижный образ жизни с вытекающим из этого риском тромбоза. Но как же справляются медведи, которые такие же млекопитающие, как и мы, только спят по полгода и просыпаются здоровыми?

Оторвавшийся тромб — кошмар для любого

Долгий перелет может быть опасен для человека с высоким риском тромбоза — образования сгустков крови в венах ног или легких. Врачи рекомендуют регулярно вставать и разминаться, ведь это может даже спасти жизнь. Проблемы малоподвижного образа жизни часто касаются тех, кто много работает сидя. Риск серьезных осложнений мотивирует ученых как можно скорее разработать средство, которое способно защитить нас от образования тромбов в сосудах.

Опасные вакцины

Пандемия COVID-19 спровоцировала среди ученых гонку по созданию эффективной вакцины против коронавируса. Поспешность разработчиков привела к опасным последствиям. Так, вакцинация препаратом от компании AstraZeneca повышала частоту возникновения тромбов примерно в два раза. Есть сведения о более чем 10 погибших.

В настоящее время в аптеках представлен большой выбор препаратов, разжижающих кровь, но неправильный подбор терапии может привести к неконтролируемому кровотечению. Поэтому так важно найти способ научиться врачам и фармакологам точечно, прицельно воздействовать на ключевой механизм возникновения тромбов.

Варикозное расширение вен повышает риск формирования тромбов Фото: © GBALLGIGGSPHOTO / Shutterstock / FOTODOM

Среди сердечно-сосудистых патологий по смертоносности лидируют сердечные приступы и инсульты. Следом за ними идут тромбозы — образующиеся в сосудах сгустки крови, которые могут вместе с током крови попасть в жизненно важный сосуд и закупорить его. За образование подобных тромбов отвечают так называемые факторы свертываемости и ряд других белков. Казалось бы, при чем тут медведи?

Выяснилось, что синтез одного из них у косолапых снижен, что защищает их от возникновения тромбов. Когда мишки впадают в спячку, их кровь становится буквально более жидкой.

Защита от тромбозов

Исследователи решили обратиться за помощью к тем, кто способен лежать месяцами и не бояться сердечно-сосудистых патологий, — к медведям. Ученые выяснили, что в их организме синтезируется меньше белка, который способствует свертываемости крови. Результатами команда поделилась с читателями журнала Science.

Исследованием занимались ученые из Ludwig-Maximilians-Universität München. Объектом для работы они выбрали бурых медведей в Швеции, которые проводят в спячке до полугода. Предварительно на всех медведей были надеты ошейники с GPS-маячками, которые позволяли в течение двух зим находить медведей в их берлогах. Ученые откапывали спящих зверей, усыпляли их транквилизатором и затем брали образцы крови. После процедур медведи как ни в чем не бывало продолжали зимнюю спячку. Для сравнения результатов показателей крови ученые делали заборы материала у медведей и летом. Ключевой целью анализа было выявить различия в показателях крови у медведей в разные периоды — спячки и бодрствования.

Медведь может лежать месяцами, не рискуя при этом получить сердечно-сосудистую патологию Фото: © Lindsay Franklin / Shutterstock / FOTODOM

По результатам исследования было выявлено, что белок под названием HSP47 обнаруживался в крови летом в нормальном для животных значении, но зимой практически исчезал. Данный белок активирует нейтрофилы на тромбоцитах — клетках крови, отвечающих за свертывание. Подобная активация нейтрофилов приводит к образованию «сетки», способной захватывать белки, патогены и клетки крови, что приводит к образованию тромба. Так как медведи в спячке производят меньше белка HSP47, их кровь образует меньше таких сетей, а значит, и меньше тромбов.

Исследования на мышах показали, что когда количество данного белка на поверхности тромбоцитов снижено, они с меньшей активностью связываются с нейтрофилами для образования сгустка. Исследования активности белка у людей с травмами спинного мозга подтвердили их низкую активность, схожую с таковой у медведей, что показывает некую адаптацию организма к неподвижному образу жизни. То есть организм сам снижал синтез белка в ответ на отсутствие активности. Чтобы проверить эту гипотезу, 10 здоровых добровольцев провели 27 дней в постельном режиме, а ученые отслеживали уровень HSP47 в их крови. Со временем уровень снизился, что показало адаптацию организма людей для избежания образования тромбов.

Оказалось, что белок HSP47 играет одинаковую роль как у людей, так и у медведей. По-видимому, это единая система защиты млекопитающих от тромбозов в период снижения активности. Если получится подобрать средство для прицельного воздействия на данный белок, это может помочь больным раком, тем, кто получил травму, и людям, подверженным высокому риску образования тромбов.