Сеноморфики помогут забеременеть

Для многих женщин бесплодие становится преградой к счастливому материнству. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) помогает не всем. Чтобы повысить вероятность забеременеть, нужно предотвратить негативное воздействие стареющих клеток. И российские ученые научились это делать.

По данным Института цитологии РАН, беременность при использовании экстракорпорального оплодотворения наступает лишь в каждом третьем случае (если речь идет о генетически нетестированных эмбрионах). Одна из причин, которые мешают улучшить эту статистику, — старение клеток внутренней слизистой оболочки матки, которая называется эндометрием. С возрастом клетки начинают выделять вещества, которые мешают эмбриону закрепиться в ткани эндометрия, а без этого забеременеть невозможно.

Что такое экстракорпоральное оплодотворение?

ЭКО — искусственное оплодотворение женщины, которая не может забеременеть естественным путем. У пациентки извлекают яйцеклетку, оплодотворяют ее in vitro («в пробирке»), после чего развившийся в течение нескольких дней эмбрион переносят в полость матки.

Устранить эту проблему удалось с помощью соединений, которые ученые называют сеноморфиками. Они предотвращают секрецию старыми клетками нежелательных веществ и сглаживают их негативное влияние на имплантацию эмбриона. Кроме того, удалось восстановить чувствительность самой ткани эндометрия к половым стероидным гормонам, пишут российские исследователи в статье, вышедшей в журнале Human Reproduction.

Экстракорпоральное оплодотворение в клинике репродуктивной медицины проводится с применением профессионального микроскопа Фото: © MedicalWorks / Shutterstock / FOTODOM

Исследования проводились in vitro в лабораторных условиях с уже изученными сеноморфиками. На мышах проводить такие эксперименты бессмысленно — процессы, которые происходят в тканях эндометрия, у человека и грызунов сильно отличаются.

«В ближайшей перспективе результаты применения сеноморфиков мы планируем валидировать на клеточных линиях, полученных от пациентов с многократными неудачными попытками ЭКО. Чтобы получить такие материалы, мы сейчас договариваемся о сотрудничестве с центрами репродуктивной медицины в Петербурге», — рассказала старший научный сотрудник, заведующая группой механизмов клеточного старения Института цитологии РАН Александра Бородкина.

На основе результатов этого исследования ученые рассчитывают найти и разработать соединения, которые позволят направленно удалять старые клетки из ткани эндометрия без негативного воздействия на репродуктивную систему.

Разработки российских ученых должны повысить шансы женщин забеременеть Фото: © 4 PM production / Shutterstock / FOTODOM

Для того чтобы повысить шансы на успешную беременность, в Институте цитологии параллельно работают над другим проектом. Это эпигенетические часы — специальная математическая модель, которая определяет биологический возраст тканей для оценки состояния матки.

Одна из главных причин бесплодия — снижение женской фертильности. Традиционно считается, что этот процесс связан с постепенным угасанием функций яичников, которых к тому же становится меньше. Но функциональное состояние тканей матки, в частности эндометрия, тоже имеет значение. Его клетки подвержены возрастным изменениям, и с помощью эпигенетических часов российские ученые это доказали.

Модель позволяет оценить биологический возраст человека, а также его отдельных клеток и тканей, утверждают исследователи в другой статье, опубликованной в том же журнале Human Reproduction. Сделать эпигенетические часы точнее можно, учитывая природные циклы женщины.

«В будущем такие часы могут использоваться для корректировки протоколов искусственного оплодотворения с поправкой не только на фактор старения яичников, но и на возрастные изменения эндометрия. Кроме того, уже сегодня существуют методы для того, чтобы замедлить или „обнулить“ эпигенетическое старение в различных клетках. Возможно, они могут быть применимы и для тканей репродуктивной системы», — отметила Александра Бородкина.

Беременность — как машина времени: переносит вперед и назад во времени #старение #беременность #омоложение 27 марта 2024 12:03