Ядерное наследие: что делают с радиоактивными отходами соседи России

Сегодня электростанциям, открывавшим эру атомной энергетики, уже больше 70 лет. Многие из них, например первая в мире АЭС — Обнинская, свое уже отслужили. При этом они полностью не выведены из эксплуатации и потенциально опасны. Как обращаться с радиоактивным сором, который и под ковер не заметешь, и из избы не выкинешь? Рассказываем на примере стран СНГ.

Базовый документ, который определяет направления сотрудничества в сфере атомной энергетики в странах СНГ, — это программа, рассчитанная до 2030 года. В ней оговорено то, как нужно выводить из эксплуатации реакторы АЭС,  хранилища радиоактивных отходов (РАО), урановые рудники и другие объекты, как обращаться с опасными материалами и рекультивировать загрязненные территории.

На последнем заседании профильной комиссии СНГ в ноябре этого года была утверждена методика оценки объектов ядерного наследия. Таковых на территории стран, входящих в Содружество независимых государств, насчитывается больше 40. Это предварительная оценка «Росатома», так что их должно быть больше, какие-то все еще засекречены. Часть из них уже выведены из эксплуатации, другие — в процессе.

Объекты ядерного наследия:

  • хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;
  • поверхностные водоемы-хранилища жидких радиоактивных отходов;
  • хвостохранилища — места захоронения радиоактивных отходов обогащения полезных ископаемых (такие отходы называют хвостами);
  • исследовательские реакторы;
  • радиоизотопные источники электроэнергии.

Для того чтобы определить, какие из них наиболее опасны и требуют первейшего внимания, а какими можно заняться позже, специалистами госкорпорации «Росатом» разработана система ранжирования, которую называют уникальной. Она, к примеру, учитывает многочисленные характеристики и особенности хранилища конкретного РАО, проанализировав которые можно вывести обобщенный показатель его опасности. По нему сравнивают сильно отличающиеся друг от друг объекты по степени их потенциальной угрозы для населения и окружающей среды. И ранжируют их.

Что оценивают при ранжировании объектов ядерного наследия:

  • радионуклеиновый состав и количество радиоактивных отходов;
  • суммарную активность радиоактивных отходов;
  • состояние защитных барьеров;
  • миграцию радионуклидов в почве;
  • расстояние до ближайших водозаборных бассейнов;
  • тип использования окружающей территории;
  • расстояние до сельхозугодий и ближайшего населенного пункта;
  • плотность населения рядом с объектом и отношение к нему местных жителей.

«С(Ж» сравнил, как обращаются с ядерным наследием в странах СНГ. За основу взяты данные, представленные на XI международном форуме «Атомэкспо», который прошел в Парке науки и искусства «Сириус» в ноябре 2022 года.

Армения

Три объекта ядерного наследия

В 1988 году произошло Спитакское землетрясение, унесшее жизни более 25 тысяч человек. На фоне опасной сейсмической активности и Чернобыльской катастрофы правительство республики распорядилось остановить Армянскую АЭС, хотя та конструктивно была готова и к девятибалльным толчкам. Тем не менее долго без дела атомная станция не простояла. В 90-х годах прошлого века Армения остро нуждалась в электроэнергии, и ее власти в итоге решили перезапустить второй из двух энергоблоков.

Вид на Мецаморскую АЭС, Армения Фото: © Stratocles / CC BY-SA 3.0

Во времена СССР отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) из Армении ежегодно отправляли железнодорожным транспортом на переработку в Россию. Последняя партия была отгружена в 1990 году. После этого встал вопрос о строительстве на территории республиканской атомной станции сухого хранилища (СХОЯТ). Такие объекты — распространенная мировая практика.

Сегодня на АЭС уже построены две очереди СХОЯТ, там хранится почти 1800 отработавших топливных кассет. Еще около 1000 находятся в здании самой станции: в активной зоне реакторной установки и бассейнах выдержки. В 2023 году планируется возвести третью очередь хранилища, а к 2035 году понадобится четвертая.

Узбекистан

Пять объектов ядерного наследия

Урановая промышленность Узбекистана зародилась в годы Великой Отечественной войны. С тех пор в этой стране ведется добыча одноименной руды. К моменту развала СССР в республике уже было два законсервированных объекта — урановые рудники рядом с городом Янигиабадом, где велась добыча открытым способом, и поселком Чаркесар, где бурили подземные скважины. В новом веке там провели масштабное обследование: было взято более 2000 проб воды, образцы почвы и растений, выявлены все шахты и штольни. Эти территории в будущем будут рекультивированы. 

В Институте ядерной физики Академии наук Узбекистана в Ташкенте уже больше полувека работает исследовательский реактор ВВР-СМ, и сейчас там скопилось уже около 100 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), сообщил директор института профессор Илхам Садиков. Они хранятся в хранилищах ядерного реактора, и им требуется переработка. Но в Узбекистане ее не делают, так что единственное решение, по словам Садикова, вывоз ОТВС в Россию, на предприятие „Маяк“.

Производственное объединение «Маяк»

ПО «Маяк» — первый промышленный объект отечественной атомной отрасли, созданный в Челябинской области в первые послевоенные годы. Сегодня там производят компоненты ядерного оружия, изотопную продукцию, перерабатывают отработавшее ядерное топливо, занимаются машино- и приборостроением. Одна из главных задач предприятия — решение проблем ядерного наследия. 

На территории института есть два хранилища. Первое, с низкоактивными отходами, использовали до конца 1980-х годов. Могильник площадью 60 м² зарыт на глубине около шести метров. В начале нового века 19 бочек с топливом оттуда было вывезено в Россию, на предприятие «Маяк». Второе хранилище было построено в 1969 году. Там в забетонированных колодцах глубиной около пяти метров каждый находятся высокоактивные радиоактивные отходы.

«В 1970-х годах наш реактор прошел модернизацию. Тогда все, что из него меняли старое — трубы, штанги, каналы, — все бросали в эти колодцы. Мы постоянно анализируем подземные скважины рядом с этим объектом. Не было случаев просачивания в подземные воды. Тем не менее этот объект тоже нужно убрать», — отметил Садиков.

В 2023 году в Узбекистане начнут строить первую атомную электростанцию. В течение 10 лет ее возведут в восточной части страны, в районе Тудакульского водохранилища. Параллельно в республике прорабатывают вопрос строительства современного хранилища радиоактивных отходов. 

Белоруссия

Семь объектов ядерного наследия

Белоруссия оказалась среди главных пострадавших от Чернобыльской аварии стран. Погодные условия после взрыва реактора ЧАЭС были такие, что республика получила около трети от всего объема радиоактивного загрязнения Европы цезием-137.

В 1988 году в белорусской части зоны отчуждения был создан Полесский радиационно-экологический заповедник — главный объект ядерного наследия республики. Он занимает больше 216 тысяч га — это 1 % территории страны. Там насчитывается без малого 100 покинутых населенных пунктов, где до Чернобыльской катастрофы проживали более 22 тыс. человек.

Полесский государственный радиационно-экологический заповедник Фото: © Showmeheaven / CC BY 3.0

«Помимо стронция и цезия, на этой территории выпало ядерное топливо. Местность необходимо обследовать и изучать. В основном этот регион рассматриваем как потенциальную точку экономического роста для реализации нерадиационных проектов. К примеру, для производства контейнеров для пунктов захоронения», — сообщил Дмитрий Павлов, начальник управления по обращению с радиоактивными отходами МЧС Белоруссии.

Сегодня в Белоруссии есть могильники двух поколений. Те, что относятся к первому, законсервированы и выведены из эксплуатации. В 2019 году их комплексно обследовали, после чего было предложено их конструктивно укрепить, усилить меры наблюдения, улучшить степень защиты персонала. В хранилищах второго поколения сейчас размещено около 2000 м² твердых РАО. Ежегодно там могут принимать от трех до десяти тонн таких отходов и до 3000 единиц отработавших свой ресурс закрытых источников ионизирующего излучения.

Недалеко от Минска в 60–70-х годах прошлого века было построено два могильника радонового типа. Сейчас они не представляют угрозы, но в будущем нужно будет заняться экологической реабилитацией и этих объектов, отметил Дмитрий Павлов.

В 2020 году начала работать первая в республике АЭС — Белорусская. Пока ее отходы складируются там же, на территории. В ближайшие десять лет в стране планируют построить единый пункт захоронения РАО. Там хотят разместить отходы самой станции, а также содержимое объектов ядерного наследия, в том числе одного военного.

Казахстан

10 объектов ядерного наследия

Взрыв первой советской атомной бомбы, Семипалатинский полигон, 29 августа 1949 года Фото: © Музей РФЯЦ-ВННИЭФ

 

Если бы ядерным наследием хвастались, то Казахстану нашлось бы что показать. В этой стране есть и отработавшие реакторы, и урановые рудники, и хвостохранилища. Но самый известный объект республики – Семипалатинский полигон. В СССР он был первым и даже на излете существования Союза входил в число крупнейших. Ядерные испытания там стартовали в 1949 году. Их проводили больше 40 лет, пока в начале 1990-х полигон не был закрыт. Там законсервировали 181 штольню и 13 скважин.

Семипалатинская зона ядерной безопасности

С 2008 по 2021 год было проведено комплексное экологическое обследование бывшего Семипалатинского испытательного полигона. Специалисты сделали больше двух миллионов измерений и проанализировали примерно 100 тыс. образцов грунта. Результаты показали, что чуть больше половины территории загрязнено сверхнормативно. Другие земли (около 8000 м²) пригодны для использования. Однако официально землепользователя нет, и их сложно передать в хозяйственный оборот.

Сейчас в Казахстане создают Семипалатинскую зону ядерной безопасности. Разработан соответствующий проект проект закона, который находится на рассмотрении в парламенте страны. Он предполагает разграничение земель бывшего полигона и создание уполномоченной организации для управления этой зоной. Она займется ограничением доступа на территорию и ее экологической реабилитацией.

В Казахстане есть три исследовательских атомных реактора. Один находится в Институте ядерной физики в Алма-Ате, два — в Национальном ядерном центре в городе Курчатове. Радиоактивные отходы от них и часть отработавшего топлива хранят там же (другую часть транспортировали на переработку в Россию). 

В городе Актау расположен БН-350 — первый в мире опытно-промышленный реактор на быстрых нейронах с жидкометаллическим теплоносителем, запущенный в 1972 году. В конце 1990-х его остановили, а в 2010 году отработавшее ядерное топливо оттуда перевезли на бывший Семипалатинский полигон на долговременное хранение.

Сам реактор сейчас выводят из эксплуатации. Это завершится сносом здания, где находится установка, и захоронением РАО. От БН-350 осталось почти 2000 м³ жидких радиоактивных отходов, 7268 т твердых и 610 м³ радиоактивного натрия. Такие цифры привел Гумар Саргарсин, зампредседателя Комитета атомного энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Казахстана.

«В 2017 году у нас была построена установка для переработки натрия. 

С натрием работать очень тяжело: любое соприкосновение с воздухом — и получим взрыв

Думаю, наши коллеги из России приедут к нам и окажут содействие. Хотя имеются специалисты еще с тех времен, когда был запущен реактор. Конечно, у некоторых уже предпенсионный возраст, но у них очень высокая квалификация. Сейчас они поддерживают в безопасном состоянии установку, а также жидкие отходы и натрий», — рассказал Саргарсин.

В последний раз инвентаризацию РАО в Казахстане проводили около 20 лет назад. По официальным данным, в стране тогда насчитывалось около 60 млн т твердых отходов и без малого 2 млн м³ жидких. Правда, бóльшая часть относится к низкоактивным. Для решения вопроса с ядерным наследием в стране разработан законопроект об обращении с радиоактивными отходами. В ближайшие годы его должны принять.  Для работы с РАО власти намерены назначить компанию-оператора.

В 2010-х годах в Казахстане провели работы на многочисленных урановых рудниках. Их сделали безопасными, но впоследствии местные власти, по словам Саргарсина, не оформили эти объекты соответствующим образом. 

«Они у нас сейчас являются бесхозяйными. И можно сказать, что мы теряем те работы, которые были проведены. Где-то грунты обвалились, заборы, калитки… Имеем загрязненную почву».

Для того чтобы исправить положение дел, в Казахстане решили воспользоваться опытом Киргизии, где рудники успешно рекультивируют по соответствующей межгосударственной программе.

Киргизия

14 объектов ядерного наследия

Из всех соседей России у Киргизии больше всего объектов ядерного наследия. В основном это хвостохранилища и горные урановые отвалы. Общий объем опасных отходов там оценивается в 11,5 млн м³, из которых примерно половина радиоактивные и вторая половина — токсичные.

C 2017 года по межгосударственной программе рекультивации территорий стран СНГ, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств, идет рекультивация киргизских объектов. Так, на хвостохранилище «Каджи-Сай», которое расположено недалеко от высокогорного озера Иссык-Куль, они уже завершены.

Озеро Иссык-Куль Фото: © Dan Lundberg / CC BY-SA 2.0

Больше этот объект не представляет радиологической опасности, заявил Бакытбек Асанкулов, начальник отдела радиационной безопасности и контроля Департамента по обращению с хвостохранилищами МЧС Киргизии.

«Мы на постоянной основе проводим мониторинг. Было несколько миссий МАГАТЭ по нашему объекту, которые дали высокую оценку. Уже более трех лет хвостохранилище находится в безопасном состоянии».

Такая же судьба ждет аналогичные объекты в других районах страны. Их рекультивация и экологическая реабилитация должны быть закончены в 2023 году.

В 2023 году должна быть разработана комплексная программа по объектам ядерного наследия стран СНГ, которые нужно сделать безопасными. Планируется, что в 2025–2026 годах ее уже будут претворять в жизнь. Организовано пять рабочих групп, которые со следующего года начнут масштабную инвентаризацию в соседних с Россией странах. Специалисты будут приезжать на объекты, оценивать их состояние, собирать данные. Впоследствии примут решение по каждому из них. Чтобы будущие поколения не получили от нас радиоактивное наследство.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Объем электронных отходов растет в 5 раз быстрее темпов их переработки #экология #отходы #техника 25 марта 2024 09:33