Метакогнитивные навыки: можно ли научиться учиться?

В наши особые навыки, кроме soft skills и hard skills, входят еще и метакогнитивные, развитие которых помогает нам эффективно учиться, обрабатывать и оценивать информацию, а также закреплять усвоенное не только на время экзаменов. Подробнее про это нам рассказала младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Анастасия Стрельцова.

Что такое метакогнитивные навыки и чем они отличаются от soft skills и hard skills?

Метакогнитивные навыки, или метакогниции, представляют собой «знания и когниции о когнитивных феноменах». Если попытаться разбить это определение на более простые составляющие, получится следующее: метакогниции — это процессы, процедуры и методы приобретения знаний, а также сами знания о явлениях познания. Иными словами, это навыки, которые помогают учиться. 

Метакогнитивные навыки по определению связаны не с тем, что изучается, а с тем, как именно происходит обучение. Содержательная сторона познавательной деятельности всегда специфична, то есть зависит от области знаний. Однако способы познания могут претендовать на относительную универсальность, так как они могут подходить для познавательных задач разного типа. 

Метакогнитивные навыки включают в себя метакогнитивное знание о себе и мире, то есть понимание себя, специфики задачи, и метакогнитивную регуляцию — знание о том, как можно организовать обучение. Soft skills и hard skills, в свою очередь, напрямую связаны с характеристиками человека. 

Soft skills — комплекс умений общего характера. Это коммуникативные и креативные навыки, самоорганизация, стрессоустойчивость, умение работать с информацией. Hard skills — непосредственно профессиональные навыки, без которых содержательная работа едва ли представляется возможной. Например, владение иностранным языком или языком программирования. Soft skills пересекаются с метакогнициями в нескольких аспектах, однако не сводятся к одному. В целом метакогнитивные навыки носят скорее сквозной характер, а значит, в отличие от soft skills и hard skills, в меньшей степени зависят от конкретной ситуации или задачи и могут переноситься из одной области в другую. 

Что влияет на развитие у человека метакогнитивных навыков и существует ли врожденная предрасположенность к их освоению?

Прежде всего, на развитие метакогнитивных навыков влияет опыт, который приобретается в процессе эксплицитного (то есть явного) или имплицитного (не представленного напрямую) обучения. О врожденной предрасположенности говорить сложно. Правильнее было бы рассматривать хорошо развитые метакогнитивные навыки как сочетание хорошо развитых (или развивающихся в режиме, подходящем для конкретного ученика) когнитивных способностей и верно подобранного формата обучения, в ходе которого ребенок самостоятельно или при помощи взрослых может освоить различные метакогнитивные стратегии.

Как работают метакогнитивные навыки с научной точки зрения?

Говорить о едином понимании компонентов метакогнитивных навыков нельзя. Разные исследователи предлагают разные подходы к описанию структуры метакогниций. Однако в отношении двух основных компонентов большинство специалистов сходятся: метакогниции, как уже отмечалось выше, предполагают знания о различных аспектах когнитивной деятельности и регуляцию этой деятельности.

Метакогнитивные знания включают в себя сведения:

  • о себе и людях (как происходит обучение у меня и у других? каким образом я обрабатываю информацию?);
  • о конкретных задачах (какие навыки необходимы для решения этой задачи? сколько времени потребует ее выполнение?);
  • о конкретных стратегиях (какие стратегии существуют в целом? какие стратегии более эффективны, а какие менее?). 

Метакогнитивная регуляция состоит из следующих компонентов:

  • планирование (подготовка к выполнению задачи, постановка цели, разбивка крупных шагов на этапы и так далее);
  • мониторинг (рефлексия, мониторинг промежуточного прогресса и так далее); 
  • контроль (размышление на предмет выбранных стратегий: достаточно ли они эффективны? нужно ли что-то менять в подходе к решению задачи?);
  • оценка (рефлексия после выполнения задачи: оценка результатов и собственного состояния). 

Представленная выше модель — аналитическая схема. Непосредственно в жизни два базовых компонента метакогниций неразрывно связаны друг с другом.

Как развитие метакогнитивных навыков влияет на эффективность процесса обучения?

Развитие метакогнитивных навыков позволяет сделать процесс обучения более автономным. Ученик, который четко осознает свои сильные и слабые стороны, представляет, какие стратегии эффективны при решении той или иной задачи. Также он может самостоятельно регулировать и оценивать собственную деятельность. Благодаря этому он будет более самодостаточным в процессе изучения той или иной темы или при решении какого-нибудь задания. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Первые женщины ученые: тест о прекрасной половине человечества #наука #женщины 08 марта 2024 06:04
2
Наукообразная чушь и химия счастья: яркие научпоп-новинки #наука #книги 24 марта 2024 06:03