«Список литературы»: как наш мозг учится читать

В современном мире сложно представить человека, который не умеет читать. Этот навык становится главным каналом восприятия информации для взрослых и детей. Изучением механизма чтения и его нарушений занимается Татьяна Логвиненко — руководитель научной группы проекта «Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход» в Научном центре когнитивных исследований Университета «Сириус». Она рассказала, как мозг распознает слова и можно ли предупредить развитие проблем с чтением.

Как появился навык чтения

Чтение — сравнительно новое эволюционное приобретение, если рассматривать путь развития человека в целом. Поэтому мы не можем читать с ранних лет жизни: этот навык не приобретается интуитивно.

«У людей нет специального отдела мозга, который был бы приспособлен к этому навыку с рождения. Изначально мозг к этому не приспособлен, поскольку чтение — что-то, чему мы обучаемся в процессе жизни. Если нас не будут последовательно обучать, мы не сможем читать», — объясняет Татьяна Логвиненко.  

По ходу того, как ребенок сталкивается с буквами, словами и орфографическими кодами, развивается зона визуальной формы слова (VWFA — visual word form area). Она представляет собой угловую извилину в левом полушарии, и активность в этой области появилась эволюционно. С рождения она отвечает за распознавание лиц, но в процессе соприкосновения с буквами и орфографией становится чувствительной и к написанным словам.    

Что происходит с мозгом, когда мы учимся читать

По словам Татьяны Логвиненко, когда ребенок начинает читать и воспринимать символы, архитектура его мозга меняется:

«В процессе освоения чтения нейронные связи перестраиваются и используют уже существующие структуры мозга для того, чтобы освоить новый навык».

Интенсивность этих изменений зависит от нагрузки, которая повышается с каждым новым этапом обучения.  

У навыка чтения есть несколько уровней: когда мы видим букву или слог и способны его озвучить или внутренне представить; когда видим слово, и можем понять его смысл; когда связываем слова в предложения или большой текст.

«От сложности уровня зависит степень вовлеченности структур мозга в чтение. Чем более комплексный навык чтения, тем больше действий обрабатывает мозг и тем больше нейронных связей задействовано в процессе. При чтении большого текста используется колоссальное количество связей и левого, и правого полушарий». 

Как работает механизм чтения

Механизм чтения – достаточно сложный и комплексный процесс. Его можно условно разделить на несколько этапов обработки информации:  

1. Грубая визуальная обработка (50-60 миллисекунд). 

Она происходит за промежуток длительностью менее 100 миллисекунд. В это время мы настраиваем внимание и готовимся к визуальному восприятию информации из учебника или книги. 

2. Получение доступа к поверхностным характеристикам (100-150 миллисекунд).

На этом этапе мы уже неосознанно понимаем, является ли написанное словом или просто набором букв. Мозг одновременно определяет, на каком языке написано слово и есть ли в нем очевидные ошибки.

3. Получение доступа к семантическим и фонологическим значениям слова (350-500 миллисекунд). 

На этом этапе человек определяет звучание и значение слова, может его воспроизвести или прочитать вслух.  

4. Доступ к грамматическим характеристикам (600 и больше миллисекунд). 

В этот момент мы понимаем, насколько прочитанное слово связано с другими словами в предложении. По окончании последнего этапа человек уже отчетливо понимает смысл прочитанного.  

Можно ли предупредить проблемы с чтением в детстве 

Исследованиями проблем с чтением занимаются ученые-когнитивисты. Они пытаются найти биомаркеры, которые станут предупреждением расстройств чтения. Они помогут провести раннюю диагностику предрасположенности к проблемам с обучением.

«Пока надежных биомаркеров у ученых нет. Нам известно только о тех факторах, которые чувствительны на том этапе, когда ребенок еще не умеет читать. В первую очередь это относится к поведенческим индикаторам — например, способности находить в словах схожие звуки. Кроме этого, важно брать во внимание семейный риск. Ему подвержены дети, у которых родители испытывают трудности с чтением или речью. Наследственность дислексии достаточно широко распространена», — делится Татьяна Логвиненко.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21
2
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05
3
От мудрости леса до истории «крипты»: восемь книг с ярмарки non/fiction #наука #книги 06 апреля 2024 06:04