Как веб-дизайнеры управляют нашим вниманием

Интернет вами манипулирует. А если быть точнее, некоторые компании, которые хотят, чтобы вы приносили им деньги. Для этого они создают на своих сайтах темные паттерны.

Что такое dark patterns?

Dark patterns или темные паттерны — это детали интерфейса, которые разработаны с целью заставить пользователей сайтов и приложений следовать сценариям, выгодным компаниям. Например, подписаться на рассылку или купить больше товаров. Эти уловки конструируются на основе человеческой психологии и глубоком понимании пользовательского поведения. UX-сообщество осуждает использование подобных методов, однако периодически к ним прибегают и крупные корпорации. 

Как они работают?

Разработка пользовательских интерфейсов — это целое искусство. Чтобы составить понятную и удобную веб-страницу, дизайнеры учитывают психологию цвета и формы, тщательно продумывают количество объектов и их размеры. Существуют общие правила их внешнего вида, которые интуитивно понимает любой юзер. Иногда это приводит к тому, что мы пролистываем информацию, не читая её. Эту невнимательность эксплуатируют компании. Самый простой пример: это подмена кнопок «принять» и «отклонить».

Какие они бывают?

Когнитивист Гарри Бригналл много лет изучал пользовательские интерфейсы. В 2010 году он начал кампанию против использования темных паттернов в UX-дизайне. Гарри завел сайт Deceptive Design, на котором рассказывает про разновидности дизайнерских уловок и собирает их примеры.  

Bait and Switch — Приманка и замена

Происходит, когда знакомые элементы интерфейса меняют функцию на прямо противоположную. Например, вы нажимаете на крестик, чтобы закрыть страницу, но вместо этого на вашем мониторе открывается новое окно. Microsoft использовали эту уловку, чтобы заставить пользователей обновиться до Windows 10, за что получили публичное порицание. 

Confirm Shaming — Подтверждение с манипуляцией

«Вы хотите отписаться от нашей рассылки? Тогда вы не сможете получать от нас полезную информацию!». Корпорации не любят терять пользователей, поэтому в ход идет давление на жалость, FoMO (Fear of missing out, англ. — боязнь пропустить интересное) и прочие манипуляции, которые заставят вас поверить, что вы теряете важную информацию. 

Roach Motel — Паршивый мотель

Вы можете бродить часами по сайту Amazon в поиске новых покупок, но не сможете найти, как удалить свой аккаунт. Для этого вас отправят в одиссею по длинным лабиринтам настроек, а в итоге все равно придется писать в поддержку сайта. Эта схема получила свое название от одноименной ловушки для тараканов, в которую очень легко попасть, но почти невозможно выбраться.

Misdirection — Отвлечение внимания

Постоянные клиенты лоукостеров знают, что за удобство всегда приходится доплачивать. Но когда пользователь впервые заказывает билеты, он может не сразу это заметить, ведь все пояснения находятся в самом низу страницы и чаще всего не очевидны. Интерфейс этих сайтов построен таким образом, чтобы вы заплатили больше, чем вам нужно, но не поняли, за что именно.

Trick Questions — Вопрос с подвохом

Одна случайная галочка при регистрации, и вскоре вас завалят ненужными рассылками. Чаще всего эту галочку ставят автоматически вместо вас, а так как не все пользователи вчитываются в написанное, то они попадают в эту ловушку. 

Как им противостоять?

Самое главное правило, которым можно заручиться в этом случае — оставаться бдительным. Внимательно читайте подписи на веб-страницах, даже если они кажутся вам знакомыми и понятными. Хороший интерфейс означает прозрачность и понятность. Также, чтобы лучше понимать, как вас могут обмануть, рекомендуем прочитать подборку уловок, которую собрал Гарри Бригналл. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21