Жизнь рядом: что такое «концепция 15-минутного города»

4 минуты на чтение
|
© Chetty Thomas / Shutterstock
|
Как новые идеи в урбанистике помогают человеку вновь обрести себя, и причем здесь четверть часа?
Почему нужны новые концепции для строительства городов?
От поселений на несколько семей до агломераций на десятки миллионов жителей — с ростом населения Земли системы постройки городов за последние века претерпели заметные изменения. Человечество как вид при этом, даже просто с точки зрения биологии, продолжает испытывать те же потребности, что и тысячи лет назад: людям разумным нужно дышать, есть, спать, иметь возможность быть в безопасности.
Современный город при этом ощутимо искривляет чувство времени, требует от человека адаптироваться к не всегда логичной организации пространства и большим расстояниям и транслирует ощущение «нечеловеческой величины».
Так и получается, что с развитием мегаполисов многим приходится спать уже не в собственной кровати, а, например, в электричках, метро и автобусах, добираясь из спальных районов на окраине в центр города — на работу или чтобы встретиться с друзьями в кино. Именно попытки сократить дорогу к нужной точке, в первую очередь, и способствуют появлению новых концепций в урбанистике.
Среди других причин — стремление улучшить взаимосвязи в городском комьюнити, повысить доступность значимых институций.
«Все «модные» концепции сейчас крутятся вокруг экономии времени горожан, улучшения их пользовательского опыта, повышения безопасности и эффективности коммуникаций», — поясняет Глеб Никитин, заместитель директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды Научно-технологического университета «Сириус».
Концепция 15-минутного города деатомизирует населенный пункт на равнозначные самодостаточные районы. По этой системе адаптируют генпланы старых мегаполисов и строят новые города.
Как можно описать концепцию 15-минутного города?
Давайте рассмотрим ее на примере из жизни. Подумайте о городе или поселке, в котором вы живете, и ответьте себе на несколько вопросов.
Сколько времени у вас занимает, чтобы добраться пешком до ближайшего продуктового магазина?
Где находится офис или школа, куда ходите вы или члены вашей семьи? Достаточно ли они близко, чтобы добраться туда без машины?
А что насчет парка или игровой площадки? Стоматолога? Парикмахера? Детского сада? В общем, любых мест, которые вы посещаете регулярно?
«15-минутный город» предполагает, что ко всем ключевым удобствам (рабочему месту, государственным службам, магазинам, местам для отдыха и развлечений) можно добраться за 15 минут пешком или на велосипеде, без необходимости привлекать автотранспорт.
Эта концепция разрабатывалась, чтобы улучшить качество повседневной жизни. При этом нельзя сказать, что цель идеи в том, чтобы превратить мегаполисы в маленькие замкнутые деревеньки. Городская жизнь — яркая и динамичная, именно города задают динамику экономике и инновационным изменениям. Корректнее будет сформулировать, что «15-минутный город» концентрируется на децентрализации.
Кто автор этой теории?
Концепцию «15-минутного города» разработал профессор Сорбонны Карлос Морено. Он родился в 1959 году в Колумбии, но с 20 лет живет в Париже. В 2010 году стал кавалером ордена Почетного легиона, высшей государственной награды Франции.
Идея Морено была сформулирована в 2016-м. Но широкую известность получила благодаря поддержке мэра Парижа Анн Идальго через четыре года.
Карлос Морено отмечал, что вдохновляется идеями американо-канадской активистки Джейн Джекобс, автора книги «Смерть и жизнь больших американских городов».
За свою концепцию Морено в конце 2021 года получил международную архитектурную премию Obel Award.
Какие принципы лежат в основе концепции?
Можно выделить теоретический подход и практические идеи концепции.
С точки зрения теории, «15-минутный город» опирается на четыре понятия. Вот так их формулирует сам автор в лекции для TED.
- Ecology (Экология). Улицы с озеленением, доступность к паркам, рациональность использования ресурсов противопоставляются шумным, грязным, неэкологичным проспектам, столь распространенным в городах.
- Proximity (Близость). Стремление к сокращению дистанции между домом и другими точками притяжения для жителей.
- Solidarity (Общность). Уменьшение расстояний и экономия времени помогают устанавливать связи между людьми, живущими рядом, формируют из просто соседей полноценное комьюнити.
- Participation (Участие). При условии активного вовлечения граждан район быстрее и качественнее трансформируется в место для удобной жизни.
Три главных идеи концепции можно сформулировать следующим образом.
- Ритм и план развития города должны следовать за потребностями людей, а не автомобилей.
- Каждый квадратный метр недвижимости должен использоваться не по одному назначению. Например, по вечерам в здании школ могут быть организованы центры по интересам для взрослых.
- Районы города должны давать возможность жить и работать без необходимости дальних поездок.
Где концепцию применяют на практике?
Как мы уже упоминали, Париж принял идею «15-минутного города» как направление для стратегического развития. Именно концепция Морено стала основной кампании Идальго при переизбрании на второй срок.
Подобные инициативы реализуют в Мельбурне. Там эксперимент проводят в формате «20-минутного города». Идею доступности всех значимых мест с акцентом на велотранспорт пропагандирует и Копенгаген.
Интерес к идее подогрела пандемия COVID-19. Необходимость находиться дома и в окрестностях своего района вместо ежедневного многочасового комьюта (англ. commute — поездка на работу и обратно) «требует» вернуть улицы жителям, а не продолжать поддерживать первенство автомобилей.
В отчете крупнейшей в мире конференции по городским проблемам Word Urban Forum (World Cities Report 2022: Envisaging the Future of Cities) концепция «15-минутного города» названа среди ключевых направлений развития и основополагающих выводов.
Может ли «15-минутного города» подойти для России? Глеб Никитин считает, что да. Безусловно, есть особенности природных зон: например, в Якутске или Нарьян-Маре погода не очень располагает к велосипедным прогулкам. Но для многих других регионов страны идея вполне реализуема.
Что почитать по теме?
- Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов»
-
Ян Гейл «Города для людей»
-
Чарльз Монтгомери «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь»
-
Кристофер Александер «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство»