Жизнь рядом: что такое «концепция 15-минутного города»

Как новые идеи в урбанистике помогают человеку вновь обрести себя, и причем здесь четверть часа?

Почему нужны новые концепции для строительства городов?

От поселений на несколько семей до агломераций на десятки миллионов жителей с ростом населения Земли системы постройки городов за последние века претерпели заметные изменения. Человечество как вид при этом, даже просто с точки зрения биологии, продолжает испытывать те же потребности, что и тысячи лет назад: людям разумным нужно дышать, есть, спать, иметь возможность быть в безопасности. 

Современный город при этом ощутимо искривляет чувство времени, требует от человека адаптироваться к не всегда логичной организации пространства и большим расстояниям и транслирует ощущение «нечеловеческой величины».

Так и получается, что с развитием мегаполисов многим приходится спать уже не в собственной кровати, а, например, в электричках, метро и автобусах, добираясь из спальных районов на окраине в центр города — на работу или чтобы встретиться с друзьями в кино. Именно попытки сократить дорогу к нужной точке, в первую очередь, и способствуют появлению новых концепций в урбанистике. 

Среди других причин — стремление улучшить взаимосвязи в городском комьюнити, повысить доступность значимых институций.

«Все «модные» концепции сейчас крутятся вокруг экономии времени горожан, улучшения их пользовательского опыта, повышения безопасности и эффективности коммуникаций», — поясняет Глеб Никитин, заместитель директора Центра урбанистики и дизайна окружающей среды Научно-технологического университета «Сириус».

Концепция 15-минутного города деатомизирует населенный пункт на равнозначные самодостаточные районы. По этой системе адаптируют генпланы старых мегаполисов и строят новые города.

Как можно описать концепцию 15-минутного города?

Давайте рассмотрим ее на примере из жизни. Подумайте о городе или поселке, в котором вы живете, и ответьте себе на несколько вопросов. 

Сколько времени у вас занимает, чтобы добраться пешком до ближайшего продуктового магазина? 

Где находится офис или школа, куда ходите вы или члены вашей семьи? Достаточно ли они близко, чтобы добраться туда без машины?

А что насчет парка или игровой площадки? Стоматолога? Парикмахера? Детского сада? В общем, любых мест, которые вы посещаете регулярно?

«15-минутный город» предполагает, что ко всем ключевым удобствам (рабочему месту, государственным службам, магазинам, местам для отдыха и развлечений) можно добраться за 15 минут пешком или на велосипеде, без необходимости привлекать автотранспорт.

Эта концепция разрабатывалась, чтобы улучшить качество повседневной жизни. При этом нельзя сказать, что цель идеи в том, чтобы превратить мегаполисы в маленькие замкнутые деревеньки. Городская жизнь — яркая и динамичная, именно города задают динамику экономике и инновационным изменениям. Корректнее будет сформулировать, что «15-минутный город» концентрируется на децентрализации.

Кто автор этой теории?

harkaudio.com

Концепцию «15-минутного города» разработал профессор Сорбонны Карлос Морено. Он родился в 1959 году в Колумбии, но с 20 лет живет в Париже. В 2010 году стал кавалером ордена Почетного легиона, высшей государственной награды Франции.

Идея Морено была сформулирована в 2016-м. Но широкую известность получила благодаря поддержке мэра Парижа Анн Идальго через четыре года.

Карлос Морено отмечал, что вдохновляется идеями американо-канадской активистки Джейн Джекобс, автора книги «Смерть и жизнь больших американских городов».

За свою концепцию Морено в конце 2021 года получил международную архитектурную премию Obel Award.

Какие принципы лежат в основе концепции?

Можно выделить теоретический подход и практические идеи концепции.

С точки зрения теории, «15-минутный город» опирается на четыре понятия. Вот так их формулирует сам автор в лекции для TED.

  • Ecology (Экология). Улицы с озеленением, доступность к паркам, рациональность использования ресурсов противопоставляются шумным, грязным, неэкологичным проспектам, столь распространенным в городах.
  • Proximity (Близость). Стремление к сокращению дистанции между домом и другими точками притяжения для жителей. 
  • Solidarity (Общность). Уменьшение расстояний и экономия времени помогают устанавливать связи между людьми, живущими рядом, формируют из просто соседей полноценное комьюнити.
  • Participation (Участие). При условии активного вовлечения граждан район быстрее и качественнее трансформируется в место для удобной жизни. 

Три главных идеи концепции можно сформулировать следующим образом.

  1. Ритм и план развития города должны следовать за потребностями людей, а не автомобилей.
  2. Каждый квадратный метр недвижимости должен использоваться не по одному назначению. Например, по вечерам в здании школ могут быть организованы центры по интересам для взрослых.
  3. Районы города должны давать возможность жить и работать без необходимости дальних поездок.

Где концепцию применяют на практике? 

© Alexander Kagan / Unsplash

Как мы уже упоминали, Париж принял идею «15-минутного города» как направление для стратегического развития. Именно концепция Морено стала основной кампании Идальго при переизбрании на второй срок.

Подобные инициативы реализуют в Мельбурне. Там эксперимент проводят в формате «20-минутного города». Идею доступности всех значимых мест с акцентом на велотранспорт пропагандирует и Копенгаген. 

Интерес к идее подогрела пандемия COVID-19. Необходимость находиться дома и в окрестностях своего района вместо ежедневного многочасового комьюта (англ. commute — поездка на работу и обратно) «требует» вернуть улицы жителям, а не продолжать поддерживать первенство автомобилей. 

В отчете крупнейшей в мире конференции по городским проблемам Word Urban Forum (World Cities Report 2022: Envisaging the Future of Cities) концепция «15-минутного города» названа среди ключевых направлений развития и основополагающих выводов. 

Может ли «15-минутного города» подойти для России? Глеб Никитин считает, что да. Безусловно, есть особенности природных зон: например, в Якутске или Нарьян-Маре погода не очень располагает к велосипедным прогулкам. Но для многих других регионов страны идея вполне реализуема.

Что почитать по теме?

  1. Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов»
  2. Ян Гейл «Города для людей»

  3. Чарльз Монтгомери «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь»

  4. Кристофер Александер «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство»

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Владимир Путин: «У „Сириуса“ значимая роль в укреплении технологического суверенитета страны» #Сириус #Путин 04 ноября 2022 18:21