«Будь на связи»: в чем феномен Periscope и Clubhouse

Periscope и Clubhouse— социальные сети, которые в 2022 году помнят далеко не все. Несмотря на быстрый спад популярности, они значительно повлияли на сегодняшнюю жизнь в интернете.

Как всё начиналось

Periscope перевернул мир социальных сетей в 2015 году. Он появился в App Store в конце марта и за четыре месяца набрал аудиторию в 10 миллионов человек со всего мира. Идея проекта у создателей Кейвона Бейкопура и Джо Бернштейна возникла еще в 2013 году, когда во время массовых протестов в Стамбуле возникла необходимость отслеживать происходящее в реальном времени.

В 2015 Periscope позволил пользователям из разных точек следить за глобальными событиями. Постепенно площадка стала местом формирования «личных брендов» и «онлайн-блогерства». В 2021 году соцсеть прекратила существование.

На волне пандемии в 2020 году появился новый прорывной проект — Clubhouse. Он фокусировался не на видео- и аудиоконтенте, а на голосовых сообщениях. В «комнатах» по интересам пользователи пересекались с людьми из разных стран, профессий и социальных классов. Так общество справлялось с потребностью в общении, которую во время самоизоляции удовлетворить было сложно. В России Clubhouse резко набрал популярность после регистрации в соцсети Илона Маска и Марка Цукерберга.

Эффект присутствия

В социальной сети с упором на общение в реальном времени первыми начали регистрироваться блогеры, знаменитости, предприниматели и политики. Periscope познакомил пользователей с жизнью людей, которых сложно увидеть в реальности. На пять лет позже Clubhouse стал местом для нетворкинга нового уровня. Поскольку в «голосовые комнаты» мог зайти любой человек, дистанция между обществом и знаменитостями значительно сократилась. В этом и был особый магнетизм Periscope — с кумиром можно было пообщаться так, будто вы находитесь за одним столом.

Лидеры мнений из разных профессиональных сфер быстро сформировали вокруг себя активное комьюнити по интересам. Так, пользователи могли следить за «утренними летучками» редакций крупных СМИ или присутствовать на онлайн-встречах бизнесменов. При этом записать разговор было невозможно — это регулировалось правилами платформы. Если вы опоздали на эфир, двери «комнаты» открыть не получилось бы.

Эффект эксклюзивности

Изначально в Clubhouse можно было зарегистрироваться только по приглашению от авторизованного пользователя. На первых порах социальная сеть действительно казалась закрытым и элитным клубом. Система инвайтов и искусственная закрытость на старте помогла Clubhouse выйти в топ онлайн-платформ. Люди, которые привыкли к доступной регистрации в интернете, стали больше ценить место в закрытом комьюнити.

Кроме этого, у авторизованных пользователей появлялись эксклюзивные возможности обучения и саморазвития. После прихода на платформу крупных мировых брендов и университетов начали появляться закрытые семинары и онлайн-лекции. Профессионалы рассказывали, как устроиться на работу, проводили групповые тренинги и делились профессиональным опытом с единомышленниками бесплатно. Так, сотрудники «Тинькофф» устраивали серию лекций о финансах и инвестициях.

Почему популярность сервисов ушла

Главные особенности Clubhouse и Periscope были построены на видео- и аудиоформате. Это не было уникальным и принципиально новым изобретением, которое не смогли бы адаптировать другие социальные сети. После появления на других популярных платформах форматов групповых звонков, онлайн-трансляций и коротких видео Перископ и Clubhouse потеряли большую часть аудитории.

Сервисы не смогли предложить пользователям новые функции, которые заставили бы их собираться в одном месте. Несмотря на это, именно Clubhouse и Periscope значительно повлияли на то, какими сервисами мы пользуемся сейчас. Социальные сети с фото- и видеоконтентом становятся всё более ориентированными на общение в реальном времени.

Оцените статью
Поделись знанием