FOMO: как нам мешают страхи упущенных возможностей

Как часто ваша рука тянется проверить, что происходит у друзей в социальных сетях, и какие чувства у вас это вызывает? Ощущение, что все вокруг заняты интересными делами, пока ваша жизнь проходит мимо — это то, что испытывает большая часть пользователей интернета. Хорошие новости: с этим можно и нужно бороться. Рассказываем о том, что такое «страх упущенных возможностей», откуда он берется и как с ним справиться.

Вы не одни: что такое FOMO и кто ему подвержен

Понятие FOMO (fear of missing out) внесли в Оксфордский словарь еще в 2013 году, когда важность этой проблемы стала очевидна не только экспертам, но и обывателям. Согласно статистике, 56% пользователей социальных сетей сталкивались с чувством упущенной выгоды, причем среди представителей поколения миллениалов этот показатель составляет 69%.

Исследование того же 2013 года определяет FOMO как «всепоглощающее опасение, что все вокруг проживают важный опыт, к которому у вас нет доступа, характеризующееся желанием постоянно быть в курсе занятий других людей».

© DavideAngelini / Shutterstock

На развитие этого синдрома повлияло появление и дальнейший рост популярности социальных сетей, в которых люди делятся своими достижениями и яркими событиями из жизни. Ученые подтверждают: мы не можем не сравнивать себя с окружающими, и этот процесс вызывает у нас чувство бесконечной фрустрации.

К чему приводит страх упустить ценный опыт?

39% людей, страдающих от FOMO, испытывают зависть, 30% — ревность, а 21% — грусть и разочарование. При этом FOMO не щадит никого: его испытывают люди вне зависимости от возраста и гендера.

Сам по себе этот страх не входит в классификацию болезней, а значит, не является психическим расстройством — он часть нормально функционирующей психики, как и зависть сама по себе. Однако недооценивать его нельзя: эксперты отмечают, что он приводит к тревожности и депрессивным состояниям. Социальная тревожность усиливает зависимость от социальных сетей и мешает нормально функционировать в части работы и учебы.

Откуда возникло FOMO и причем тут миллениалы?

Мы уже обозначили, что среди всех современных поколений больше всего от FOMO страдают миллениалы. Почему так получилось?

Журналист Тим Урбан в уже обозначенном 2013 году написал статью о разочаровании поколении рожденных в 1990-х. Из-за особенностей воспитания многие его представители росли с ощущением собственной уникальности, впитывая его из массовой культуры, но по мере взросления их ожидания переставали совпадать с реальностью.

© fizkes / Shutterstock

Миллениалы стали первыми пользователями социальных сетей, в которых люди делились исключительно яркими, красивыми и важными событиями их жизни, оставляя за ширмой проблемы и провалы. Это стало одной из причин FOMO и фрустрации. О том, почему психология поколения Z меньше подвержена этому процессу, мы писали в исследовании о мотивации разных поколений.

Как противодействовать страху упущенной выгоды?

Проблема FOMO — в том замкнутом круге, который он формирует. Мы боимся упустить выгоду, стараемся успеть за событиями чужой жизни, делимся только успехами в социальных сетях — и формируем страхи и тревоги уже у других людей. Страх упущенной выгоды заставляет нас чаще пользоваться социальными сетями — запуская это колесо снова и снова.

То есть триггер страха упущенной выгоды находится непосредственно в медиапространстве, а значит, антидот от него — снижение частоты соприкосновений с ним. Но что делать, если вам необходимо постоянно находиться в инфополе?

Смените фокус и развивайте критическое мышление, о навыке которого мы уже писали в отдельной статье. Не стоит забывать, что социальные сети — это глянцевая картинка, какой когда-то были журналы. Медиум сменился, чувство фрустрации — нет. То, как вы распределите свое внимание, влияет на уровень осознанности использования социальных сетей, а значит, и на уровень удовлетворенности в целом, говорит ученый Пол Долан в книге «Happiness by Design: Finding Pleasure and Purpose in Everyday Life».

Психологи рекомендуют вести журнал собственных достижений, сменяя фокус с внешнего — на внутренний. Не обязательно сразу делиться достижениями в медиапространстве, достаточно знать для себя, что вы не упускаете ничего из того, что важно лично вам. А с чувством одиночества поможет справиться формирование близкого окружения, которое поддерживает ваши начинания и не критикует за провалы.

Радоваться упущенным выгодам?

Среди «лекарств» от FOMO мы назвали повышение осознанности. В этом же ключе работает JOMO (joy of missing out) — радость от упущенной выгоды. Что это такое и как работает?

В первую очередь, это то, что называют «диджитал-детоксом» — сокращение времени пребывания в социальных сетях. Во-вторых, сосредоточение на моменте «здесь и сейчас»: проживание каждого дня осознанно, возможность дать себе расслабляться, понимание собственных потребностей и желаний. А в-третьих, позвольте себе быть неидеальными, формируя собственную идентичность — со всеми преимуществами и недостатками.

В результате у вас сократится уровень тревоги, улучшатся отношения с близкими и повысится осознанность по отношению к себе, своим желаниям и потребностям.

Оцените статью
Поделись знанием