Сумка из воздуха произвела фурор на неделе моды в Париже

Дизайнеры модельного дома Coperni умеют удивлять. Они уже «одевали в жидкое платье» супермодель Беллу Хадид и выпускали на подиум собак-роботов. А в этом сезоне представили публике сумочку, сделанную практически из ничего. Расскажем, как удалось воплотить в жизнь такую смелую задумку.

Для коллекции осень/зима 2024 дизайнеры Coperni Себастьян Мейер и Арно Вайян вместе с ученым Иоаннисом Михалусом создали сумку Air Swipe Bag из вещества, которое называют самым легким из твердых материалов на Земле. Оно на 99 % состоит из воздуха и на 1 % — из особого «стекла», которое представляет собой наноматериал на базе кремнеземного аэрогеля. По внешнему виду он напоминает замороженный туман или легкий лед с серо-дымчатым оттенком.

Аэрогели — это синтетические пористые сверхлегкие материалы, полученные из геля. В них жидкий компонент заменен газом без значительного разрушения структуры вещества. Таким образом, получается твердый предмет с очень низкой плотностью и теплопроводностью.

Первый задокументированный аэрогель еще в 1931 году создал американский химик-исследователь Стивенс Кистлер. Легенда гласит, что это произошло из-за пари с неким Чарльзом Лирндомом. Ученый поспорил с ним о том, что сможет заменить жидкость внутри банки с желе, не вызывая при этом усадки. Эксперимент удался, и об этом позже вышла статья Кистлера в журнале Nature.

Стивенс Кистлер в своей лаборатории Фото: © Special Collections / J. Willard Marriott Library

В начале 1940-х годов ученый оставил преподавание и подписал контракт с крупной корпорацией на разработку продуктов из гранулированного кремнеземного аэрогеля под торговой маркой Santocel. Их использовали в качестве загустителя для красок. Правда, в 1970-х годах линейку таких продуктов свернули из-за нерентабельности. Кистлер вернулся к преподаванию. В 1975 году он умер, а спустя несколько лет аэрогели — его детище — получили большое распространение.

Сейчас их активно внедряют в производство, используют в строительстве и космонавтике. Например, с помощью такого вещества из кремнезема исследователи NASA собирали космическую пыль. Материал выдерживает экстремальную температуру и давление, в 4 000 раз превышающее его вес.

Пылесборник «Звездная пыль» с блоками аэрогеля Фото: общественное достояние

А коллекция одежды Себастьяна Мейера и Арно Вайяна стала настоящим космическим чудом на подиуме, их сумка оказалась крупнейшим объектом, когда-либо созданным с использованием этого наноматериала. Хотя она весит всего 33 грамма.

Сумка из воздуха

Естественно, публику интересовало, сможет ли такой аксессуар выполнять свою функцию? На самом деле такая сумка способна выдержать вес мобильного телефона. Так что уже в ближайшем будущем такие легкие и экологичные вещи могут стать неотъемлемой частью нашего повседневного гардероба.

Ученые Университета «Сириус» разработали наночастицы для обнаружения устойчивых к антибиотикам бактерий #антибиотик #наночастицы 13 октября 2023 06:07