Одной крови: коренные американцы оказались сибиряками

Человечество зародилось в Африке, откуда распространилось по планете. Многие мигрировали на Ближний Восток, потом в Среднюю Азию и на территорию современной России, а уже здесь оставался буквально один шаг, чтобы через замерзший Берингов пролив открыть Америку. Поэтому, сравнив ДНК доисторических обитателей Сибири и коренных американцев, ученые выяснили, что они родственники, которые ходили друг к другу в гости.

Гипотеза о сибирском происхождении жителей Северной и Южной Америки существовала давно. Восемь лет назад международная команда ученых, в которой были и россияне, проанализировала геномы более 30 представителей коренных народов Канады и США, Сибири и Океании. Эти данные потом сопоставили с результатами расшифровки ДНК останков древних людей. Всего авторы исследования изучили более 3000 человеческих геномов из 169 популяций. Тогда и подтвердилось родство представителей двух континентов.

Ученые объясняют, что Алтай на протяжении тысячелетий был значимым регионом для охотников-собирателей. Там встречались миграционные потоки, что, конечно, оставило отпечаток на генофонде местных жителей. Это подтверждает анализ останков, сохранившихся до наших дней.

Алтайские народные игры «Эл Ойын» — выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа Фото: © Садчиков Виктор / Фотохроника ТАСС

Примерно 20 тысяч лет назад люди стали искать новые места, отправившись на северо-восток. По льду Берингова пролива они перешли на другой континент, а оттуда распространились по всей Северной Америке, а потом и Южной. Аляска и север Канады были заселены около 5000 лет назад. К тому времени в Евразии, в Месопотамии, уже возникла письменность.

Относительно недавно появилась гипотеза, что потомки тех первооткрывателей Америки потом вернулись в Евразию. В 2019 году ученые изучили геномы 34 древних сибиряков, среди которых были два мальчика. Их останки нашли в Якутии рядом с рекой Яной. Исследователи восстановили их геномы и сравнили с ДНК современных народов Севера. Оказалось, что дети были представителями ранее не встречавшейся там группы людей. На две трети они были схожи с жителями Западной Евразии и на треть — с представителями народов Восточной Азии. Так появилась версия, что примерно 20 тысяч лет назад потомки жителей Северной Сибири и выходцы из Восточной Азии смешались между собой, спустя несколько тысячелетий переселились на Американский континент, а потом через несколько поколений вновь вернулись на родину.

Именно эту гипотезу и проверяли генетики в новом исследовании, результаты которого опубликовали в журнале Current Biology. Группа ученых из разных стран, среди которых были и российские специалисты, изучила геномы еще десяти человек, живших около 7500 лет назад. Выяснилось, что люди, чьи останки были обнаружены на полуострове Камчатка, имели североамериканское происхождение. Они жили около 500 лет назад, выяснили ученые. Это подтверждает двустороннюю миграцию из Сибири в Северную Америку и обратно.